Краеведение Приморского края

Главная  Топонимы (865 шт.)  Фото (1725 шт.)  Видео  Записки ОИАК





Все статьи (879)



Порт-Артурскому авиаполку – 70 лет

Добавлена: 11.07.2013 | Просмотров: 6703


В теперь уже далеком 1990 году Краснознаменный Порт-Артурский авиационный полк отмечал свое 50-летие. На большой праздник были приглашены ветераны полка, живущие на территории нашей огромной страны – СССР. Но приглашавшие по долгу службы немного знали о ветеранах и потому не все были приглашены. Один из ветеранов полка, Даньшин Л.П., ответил письмом на приглашение, где рассказал о себе, о том, что знает, что испытал сам, проходя службу в этом знаменитом авиаполку.

Через год после прошедшего юбилея, я, работая в полковой Комнате боевой славы, обратилась к Даньшину Л.П. с письмом, упомянув фамилию моего отца, с которым он прослужил несколько лет. И вот что было в ответе:

«Ну как Вас не помнить, если родилась и росла у нас на глазах. Я и сейчас прекрасно помню твое лицо». С этого письма и началась моя практическая музейная работа, в том числе и работа с ветеранами. Мне неудивительно их доброе, уважительное, деликатное и по-отечески доверительное отношение. Это дало мне основание считать их всех отцами. Многие из тех, кто сейчас живет далеко от Приморья, но принимал участие в жизни полка, помнят, как командира звали уважительно «батя» и когда были дети полка – сыновья и дочери. Уверена, что многие из ветеранов, читая эти строки, будут счастливы, вспоминая прошедшие годы. Первая моя публикация в газете «Время перемен + ТВ» дала такое ощущение. И вот теперь я продолжаю свой исторический рассказ про Краснознаменный Порт-Артурский авиационный полк, несущий свою нелегкую службу близ г. Партизанска, в с. Николаевка.

Приближается славная дата 70-летия полка и моя статья посвящена ей. Год рождения Краснознаменного Порт-Артурского авиационного полка – 1940, 4 декабря, а место рождения – бухта Суходол.

Первые послевоенные годы, вплоть до 1954 г., авиаполк очень активно и напряженно работал, укрепляя обороноспособность огромных территорий Дальнего Востока. Как мы знаем, по результатам войны СССР с Японией нашей стране отошли острова Курильской гряды, которые японцы сейчас называют своими северными территориями. Эти острова у нас теперь на слуху: Итуруп, Уруп, Кунашир, Мацува, Парамушир и др. А такие названия островов как, Шикотан, Сахалин мы связываем с рыбопромысловыми путинами, имеющими большое значение для экономики нашей страны.

Все работы по обустройству, расположенных на островах Курильской гряды, аэродромов проводились специалистами нашего авиаполка. Например, была проведена аэрофотосъемка всех взлетно-посадочных полос на островах. Над этим заданием работали в течение трех месяцев без перерыва, летая на самолетах ПБУ-6А.

В 1954 году полк был перевооружен на самолеты БЕ-6. Это гидросамолет, то есть самолет, приспособленный для взлета с воды и посадки на водную поверхность. БЕ-6 – это летающая лодка. Описать внешний вид этого самолета непросто. Когда самолет находится на воде, то он похож на большую, уснувшую птицу с раскинутыми крыльями, на которых поплавки, как маленькие лодочки, касаются воды. Как только самолет оживает, начинают работать двигатели и вращаться винты, начинается движение, разбег по воде и самолет взлетает в воздух, как бы отклеиваясь от воды и уходя вдоль моря в небо, то он уже становится похожим на парящую птицу.

Летный экипаж состоит из 8 человек. Это – два пилота (командир корабля и помощник – правый пилот), штурман, борттехник, радист, оператор и два стрелка. Рабочих мест у стрелков – три. Самолет вооружен пушками НР-23. Кроме летного экипажа за самолетом закреплен наземный экипаж: техник и механик. Вообще, с прибытием самолета БЕ-6 в полк, в гарнизоне прибавилось людей. Авиационный гарнизон – это единый организм, в котором все работают на авиаполк и все подчинено одной задаче – самолеты должны летать. Обеспечивают решение этой задачи и другие воинские части, но все они работают, как единый механизм, руководимый командиром полка. В авиагарнизоне обязательно есть авиационно-техническая база – АТБ и в ней имеются все необходимые службы: продовольственная, вещевая, техническая, боепитание, автоподразделение, плавсредства (катера, шлюпки и водолазы). Когда полк еще находился в Суходоле, то связь обеспечивала самостоятельная воинская часть, бывшая единым боевым организмом самого авиаполка. И ветераны таких воинских частей так же считаются ветеранами нашего полка.

Например, Виктор Иванович Анашко пришел в связь молодым лейтенантом, прослужил там долгие годы. Затем уже полковником продолжил службу на высокой должности в штабе авиации ТОФ и затем ушел в отставку, но считается нашим, полковым ветераном. Он с большим интересом и удовольствием воспринял первую публикацию по истории своего полка. Так что поздравлением с 70-летием полка будет с полным правом адресовано и ему.

Существование авиационного гарнизона, подобное единому организму, невозможно организовать по-другому. Самолеты БЕ-6 с юга СССР, из г. Поти. 18 самолетов поступили в течение трех месяцев – с 29 июля по 18 сентября 1954 года. Перегонка самолетов производилась группой летного состава ВВС Черноморского флота по маршруту – Поти – Владивосток – Суходол. Маршрут следования включал в себя 33 населенных пункта. Главные особенности самолета были в том, что он мог осуществлять взлет и посадку только с воды и на воду. В результате перегон всех самолетов прошел безаварийным.

12 июля 1957 года черноморские летчики перегнали еще два самолета БЕ-6, а 10 сентября 1957 года в Суходол прибыли еще четыре таких же самолета, находившиеся на о. Сахалин в районе озера Чибисанское. Эти самолеты перегоняли наши, суходольские экипажи, где командирами были: майор Трофимов, капитан Соколов, старший лейтенант Находнов, старший лейтенант Фатьянов. К концу лета 1960 года авиаполк был полностью готов к службе на гидросамолетах БЕ-6. 26 августа 1960 года полк был переименован в отдельный дальнего действия авиационный Порт-Артурский Краснознаменный противолодочный полк.

Одновременно с переоснащением нашего полка самолетами БЕ-6 такими же самолетами вооружалась армия Китая. В 1956 году наши летчики перегнали 6 самолетов БЕ-6 в КНР. Туда же была направлена группа летного и технического состава из нашего полка для оказания военным этой страны помощи в освоении гидросамолетов. В китайской командировке они находились один год. В составе командированных были: Манышев В.Н. (в настоящее время проживает в с. Николаевка) и Левхин Ю.Т., который мне много рассказывал о рабочих и внерабочих отношениях с китайцами. Китайцы обращались к нашим офицерам по фамилиям, добавляя окончание «шин»: Манышев – шин, Левхин – шин и т.д. Возможно, это что-то уважительное. Китайцы были хорошими, способными учениками, а Левхина Ю.Т. можно смело признать талантливым учителем. Он был в полку начальником группы «Радио» в технико-эксплуатационной части – ТЭЧ. Он очень много всем помогал, обучая, помогая и в профессии, и в жизни. Матросы – механики, вспоминая о нем с теплотой и глубоким уважением, почтительно называли «Тиханыч».

Вскоре после командировки в Китай ВВС ТОФ провели совместные учения с ВВС КНР. Это было в июне-июле 1957 года. На этих учении добились первых результатов. Так противолодочники обнаружили подводные лодки «противника» при помощи гидроакустических буев. В результате поиск и уничтожение подводных лодок противника стал основным делом нашего полка. Начались годы боевой учебы искусству обнаружения и обезвреживания подводных лодок противника. Учились постоянно, используя для этого разные гидроаэродромы на о. Сахалин, Камчатке, как на озерах, так и в морских бухтах.

Учеба – это дело монотонное и скучное, писать о ней не так интересно, как о боевых действиях. Не всегда и учеба проходила мирно и спокойно. Вот один из опасных эпизодов. 30 сентября 1960 года на самолете БЕ-6 экипаж капитана Николая Находнова выполнял специальное задание. В составе экипажа было 9 человек: сам командир капитан Находнов Н., помощник – правый летчик лейтенант Петров В., штурман капитан Белоконь О., бортмеханик Бессонов А., а также два воздушных стрелка, радист, оператор, санинструктор – все пять человек – матросы и сержанты срочной службы. По причине неисправности двигателя самолет произвел вынужденную посадку в открытом море на удалении от береговой черты 280 км при волнении моря в 5-6 баллов (шторм). При выполнении аварийной посадки в условиях шторма самолет получил повреждения, и через 15 часов затонул. На помощь терпящему бедствие экипажу из Суходола на самолете БЕ-6 вылетел старший лейтенант Александр Лифаненко. Он нашел в штормовом море гибнущий самолет, кружил в воздухе над ним, поддерживая с экипажем радиосвязь, визуально наблюдая его и готовый прийти на помощь. Он кружил до тех пор, пока к месту аварии не подошел эскадренный миноносец «Веский».

Экипаж Н. Находнова подняли на борт миноносца в полном составе, а поврежденный самолет вскоре затонул. Весной следующего года водолазы подняли с него радиооборудование, которое нельзя было оставлять даже на глубине. Сегодня мы смотрим на те события через огромные расстояния времени, через целую жизнь и понимаем, какие это были сильные, мудрые, скромные и высоконравственные люди. Они пережили тяжелейшее потрясение.

В гарнизоне всё обо всех известно – слишком уж там тесно. Командир экипажа Находнов славился у нас замечательным музыкантом. Он был аккордеонист, каких мало. Он незабываемо играл на своем красивом, бело-зеленом перламутровом аккордеоне. Народ-то в гарнизоне жил в основном молодой, поэтому многие активно занимались игровыми видами спорта на стадионе: баскетболом, волейболом, футболом, а также городками и легкой атлетикой. В Доме офицеров и в матросском клубе готовили концерты художественной самодеятельности. Работали библиотеки и в них всегда было много читателей. Такая напряженная и интересная жизнь обогащала духовно опыт людей, делала их лучше.

О прошедшей войне практически не говорили. Привлекательного и восторженного в ней тогда ничего не находили и восторгов по поводу героического военного прошлого тогда особенно не выражали. Только в 1965 году, в день 20-летия Победы и в нашем гарнизоне, да и по всей стране был объявлен большой праздник. Первый раз хороший военный парад мы увидели в Суходоле: коленопреклонение, салют из ракетниц на радость детям. На празднике присутствовали те, кто воевал (они еще проходили службу): прославленный летчик Иван Васильевич Щавелев; приехал из Москвы первый комиссар полка Русанов. Тогда в полку были замечательные командиры и их без всякой иронии называли «отцы-командиры».

С 1963 года командиром авиаполка был Евгений Николаевич Сараев и с ним связано очень много хороших воспоминаний. Три основных командира были дружны между собой; было взаимопонимание во взглядах на службу, полеты и саму жизнь: Сараев Е.Н – командир АП, Белоярцев Ю.П. – замполит, Литаврин Д.К. – начальник штаба. Каждое утро за один час до службы эти три командира обходили весь гарнизон, не оставляя без внимания ни один объект. Они как будто принимали в свои руки гарнизон от дежурных служб. Так они делали каждый день. Они внимательно относились ко всему. Например, когда ранней весной 1966 года ушел из жизни хороший специалист и заслуженный человек Гречухин Г.И. и в момент, когда готовился торжественный салют, то над провожающими появился самолет БЕ-6. Покачивая крыльями, он будто прощался с ушедшим из жизни человеком. Такое было впервые в полку, а пилотировал самолет сам Е.Н. Сараев. Это был первый вылет после зимы и бухта еще не совсем очистилась ото льда. Главное в этом дела было получить разрешение на вылет у Командующего авиацией ТОФ и Сараев его получил.


15 лет Краснознаменный Порт-Артурский авиационный полк отлетал на гидросамолетах БЕ-6, научился обнаруживать и обезвреживать подводные лодки и постоянно совершенствовался в этом. Наступило время пересаживаться на более новые самолеты и ими стали БЕ-12 – «амфибии» (на фото). В 1969 году личный состав авиаполка прошел переобучение на юге нашей страны. Новые самолеты стали поступать в полк в 1969 году, а сам полк был переведен вначале в Новонежино, а затем в Николаевку. Для самолетов БЕ-12, кроме гидроаэродрома, был необходим основной наземный аэродром.

Свой тридцатый день рождения полк отмечал уже в Николаевке в 1970 году. Этот период был трудным и напряженным: поступала новая техника, а перегон самолетов из завода-изготовителя совершали свои экипажи. Вот так учились летать на новых самолета, учились их обслуживать. В то время в Николаевке находились и другие авиаполки, а наш, в глаза, и за глаза, называли Суходольским.

В первые годы на новых самолетах летали много, проводились масштабные учения. Так состязательные поиски подводных лодок проводили ежегодно. В том числе, на приз Главнокомандующего ВМФ в 1970 году, 1971, 1972 и три раза подряд полк завоевывал первые места. За это приз Главнокомандующего ВМФ передан на вечное хранение Тихоокеанскому Флоту. Кроме серьезных дел были и курьезы.

23 мая 1973 года во время подготовки к полетам в Николаевке в самолет БЕ-12 забрались два мальчика лет по двенадцать из Партизанска и спрятались в нем. Минут через 30 от начала полета штурмана самолета Власова Б.Г. кто-то похлопал по плечу. Обернувшись он с ужасом увидел в кабине самолета двух мальчишек. Дело в том, что во время полета все члены экипажа надевают защитные шлемы, а у мальчишек их, понятное дело, не было. На большой высоте в негерметичном отсеке им стало очень тяжело, вот они и вышли к экипажу. Штурман передал командиру Сафронову В.И. записку: «Командир, в самолете пацаны». Доложили руководителю полетов об «воздушных зайцах» и самолет вернули на базу. Только посадить самолет, под завязку заправленный топливом для дальнего полета, не представлялось возможным и пришлось на ходу сливать 6,5 тонн горючего. Был причинен серьезный материальный ущерб, но дети остались живы, хоты все могло закончиться гораздо трагичней.

Далее в своем рассказе хочу отдать дань уважения штурманам. Штурман в летном деле – ключевая фигура. Именно он осуществляет судовождение, составляет маршрут полета, делает массу расчетов. В противолодочном деле штурман – основная фигура и летчики это не отрицают. Я назову лишь некоторые имена известных «суходольских» штурманов: Саркисьянс Н.К., Ересковский В.Ф., Малахов И.И., Ятманов Н.И., Воробьев В.И., Лаврентьев Н.М. (преподаватель военно-морской академии в Санкт-Петербурге, профессор, доктор технических наук, полковник). Далее в ряду со своими старшими учителями заслуженно стоят штурманы-противолодочники Власов Б.Г., Соболев В.А., Коротнев В., Осадчий В.В., Фомичев С. Наш Порт-артурский полк традиционно силен своими штурманами. Замечательные люди и специалисты, они через долгие годы пронесли свою приверженность к профессии – штурманскому делу.

В любой воинской части за время службы происходят разные нештатные ситуации. Были таковые и в нашем авиаполку. В то время командиром полка был Василий Максимович Глущенко. Во время тренировочных ночных полетов произошла удивительная посадка самолета БЕ-12 без шасси, на «брюхо». Когда самолет готовится к взлету, посадке или другим действиям, то все члены экипажа выполняют свои обязанности – читают карту. Помощник командира корабля Старков С. читает по карте «шасси выпущены», но не посмотрел в форточку (есть такая у него) и не убедился в том, что это действительно произошло. Командир уверенно садит самолет на взлетно-посадочную полосу и плотнее прижимает его к бетону, чтобы он не прыгал на неровностях. А значит и средства объективного контроля показали перегрузку.

Полеты были ночные и по рассказу очевидцев, этот самолет, как ракета, со скрежетом и пламенем понесся по полосе. Два мощных двигателя протащили тяжелый самолет по бетону до полной остановки. Возникла тяжелая ситуация: весь экипаж живой, но взлетно-посадочная полоса занята, самолет-то не сдвинуть с места, а в воздухе кружат другие самолеты, ожидая своей посадки. В результате один из этих самолетов произвел посадку прямо на грунт, рядом с бетонкой (командиром на нем был замечательный летчик Анатолий Иванович Бочаров), а остальные самолеты ушли на запасной аэродром в Кневичи. Впоследствии самолет, севший на «брюхо», отремонтировали, но он больше не летал.

Говорят, что снаряд дважды в одну воронку не попадает, однако бывают исключения. Именно со С. Старковым, правым летчиком, это самое и приключилось. Через несколько лет после описанного происшествия, когда Старков уже стал командиром корабля, его экипаж перегонял с ремонта из г. Таганрог в Николаевку самолет БЕ-12. При заходе на посадку на одном из аэродромов близ г. Чита случилась авария – не выпускалась одна «нога» шасси, а садиться все равно надо. Старков принимает решение: садиться на «брюхо», на грунт, в снег. Разрешили. Конечно, сознательная посадка без шасси дело трудное, сложное, страшное и произвести ее очень опасно. Но экипаж справился с этой проблемой и Старков посадил самолет с минимальными повреждениями.

После этой аварийной посадки на место вызвали наших специалистов – ремонтников из Николаевки во главе с главным инженером авиации ТОФ Машенцевым. В эту группу вошли старшие прапорщики Волков А.П. и Чупахин А.И. Неисправности успешно устранили и борт №55 благополучно прибыл в Николаевку. За мужество при аварийной посадке, сохранение самолета и экипажа Старков был награжден Орденом Красной звезды.

В ходе боевой подготовки авиаполку приходилось совершать самые разные полеты. Важной частью учебы были полеты с воды и боевое дежурство на гидроаэродроме в бухте Суходол. До 1982 года полеты с гидроаэродромов проводились по упрощенной схеме: самолеты БЕ-12 взлетали с земли в Николаевке, садились на воду в Суходоле, затем отрабатывали взлет с воды и возвращались в Николаевку. Экипажи, находившиеся в Суходоле, могли менять друг друга. С 1982 года началось по-настоящему полноценное качественное боевое дежурство в бухте Суходол. Делалось это так: самолет взлетал в Николаевке, садился на воду в Суходоле, а затем, на работающих двигателях, «выходил» на сухопутную стоянку. Зрелище это было просто удивительное. Только представьте, как самолет садится на воду, подруливает к бетонному спуску, уходящему под воду, становится на шасси и по бетонной дорожке сам поднимается на сушу. Кажется, будто самолет некий самостоятельный, одушевленный гигант, независимый и свободный. На суше выходом из воды и парковкой самолета занимается опытный техник или инженер, который с помощью специальных жестов «дирижирует» самолетом. Я видела, как эту сложную работу выполнял инженер авиаполка Манжуло Л.И..

Впервые выход самолета из воды на сухопутную парковку осуществил командир авиаполка полковник Сергей Дмитриевич Ханахбеев – замечательный летчик, мужественный и очень решительный человек. Он начинал свою службу в полку лейтенантом еще на Суходоле на БЕ-6, успешно окончил в Ленинграде военно-морскую академию. С.Д. Ханахбеев повысил качество учебно-боевой подготовки летчиков. Оценка его работы была высокой – он награжден Орденом «За службу Родине в ВС». Таких орденов у Ханахбеева было два – II и III степени и это награды за боевые дела. И в настоящее время работа Ханахбеева тесно связана с подготовкой летчиков.

Поздравить ветеранов с 70-летием авиаполка можно праздничным текстом, направленным к 50-летию полка Евгением Николаевичем Сараевым – настолько оно актуально:

– Дорогие друзья-однополчане! Вместе с вами, с чувством глубокого удовлетворения, отмечаю славный юбилей одного из старейших полков в авиации Военно-Морского Флота. Вместе с вами горжусь вашими славными делами, вписанными в историю ВВС Тихоокеанского Флота. На одной из конференций авиации ВМФ некий высокопоставленный офицер, прослушав доклады авиаторов – противолодочников, заметил, что, по его мнению, искать в океане подводную лодку, все равно, что ловить кита на спиннинг. Учитывая оснащенность в то время противолодочных самолетов, доля правды в той шутке была.

Однако, вопреки всему, лодки мы искали и даже не единожды завоевывали первые призы ГК ВМФ на призовых соревнованиях. Усилиями наших асов и мастеров своего дела на самолетах чуть моложе их первого поколения Краснознаменный Порт-Артурский занял достойное место в авиации ВМФ. Не сомневаюсь, верю, что традиции ваших старших товарищей вы не только не утратили, но и значительно приумножили. Примите наши искренние поздравления и пожелания успехов в вашей многотрудной службе; здоровья вам и вашим семьям. С уважением бывший командир Краснознаменного Порт-Артурского полка, заслуженный военный летчик СССР, полковник в отставке Е.Н. Сараев.



Королева Н.В.
После 1993-1994 гг. в состав авиаполка влились другие авиаподразделения и техника пришла другая. За последние годы наиболее известной работой авиаполка, освещенной в СМИ, являлась охрана мирного судоходства в Аденском заливе. На авианесущих кораблях несут боевое дежурство вертолеты, входящие в состав Порт-Артурского полка. Работой экипажей вертолетов по праву можно гордиться. Не могу отметить всех воинов, но одного назвать хочу. Это полковник Игорь Шлыков – настоящий боевой офицер и достойный представитель Порт-Артурского авиаполка.

С начала 80-х годов в г. Москве создан Совет ветеранов Краснознаменного Порт-артурского авиационного полка. Каждый год 9 мая по приглашениям – извещениям и без них собираются ветераны полка на площади Маяковского в столице нашей Родины. Программы встреч всегда интересные и насыщен обмен информацией, беседы, дружеское застолье, фотографирование и т.д.

Задолго до перевода полка в Николаевку, еще в Суходоле, создавалась Комната-музей боевой славы авиационного полка. Вместе с полком все эти годы музей жил, обретал очертания, накопил много информации и разнообразного материала. Только наступили тяжелые времена и для музея. Думаю, что с помощью ветеранов полка в Москве музей обретет новое рождение и читатели этих строк смогут познакомиться с его экспозициями.

О мирной жизни полка порой писать сложнее, чем о его боевых действиях. Благодарю всех, кто помогал мне в сборе материалов для этой публикации – истории нашего полка. Пусть моя работа будет поздравлением к 70-летию Порт-Артурскому авиаполку.

Автор: Королева Н.В.

Источник: Время перемен + ТВ, №48 (269), 01.12.2010

Тэги: история, Партизанский район, Королева Н.В., авиация, армия, Николаевка


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно)


Текст (не более 25000 знаков)


Cтoлицa Приморья? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей по тэгу

ПрограммыСкачать программу для чтения файлов: djvu, pdf

Топонимический словарь Приморья• Все топонимы (865 шт.)
Все комментарии (423 шт.) 22.09.2023

Новые комменты к статьям824) 25.01.2024 Мечик Тимофей Анисимович
823) 06.12.2023 Мечик Тимофей Анисимович
822) 02.10.2023 Древние артефакты глазами учителя истории
821) 02.10.2023 Владивосток. Этюды к истории старого города
820) 25.09.2023 Мечик Тимофей Анисимович
819) 22.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
818) 21.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
817) 21.09.2023 Гордеевка
816) 20.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
815) 19.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
814) 27.08.2023 Уголь Приморья
813) 24.08.2023 Мечик Тимофей Анисимович
812) 09.06.2023 «По просьбам трудящихся…»
811) 07.06.2023 Сучан
810) 04.06.2023 Американская авантюра в Сибири (1918−1920)
809) 27.04.2023 На Сучане
808) 27.04.2023 На Сучане
807) 15.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
806) 10.04.2023 Поезд в бессмертие
805) 09.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
804) 08.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
803) 07.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
802) 10.02.2023 Как начинался Владивосток
801) 09.02.2023 Гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке. Книга 2
800) 30.01.2023 Отступление дебрей
799) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
798) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
797) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
796) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
795) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Галерея
49 с назад

Просмотренные фото
№3

Случайное фото
№1733

Новые фото
№97

Популярные фото

Сайт Общества Изучения Амурского края

Записки Общества Изучения Амурского края

Арсеньевские чтения

Издания клуба «Родовед»

Записки клуба «Находкинский родовед»

Издания краеведческого клуба «Тетюхе»

Памятные книжки Приморской области

РазноеСловарь китайских топонимов на территории советского ДВ
© 2013-2024 PrimKrai.Ru