Краеведение Приморского края

Главная  Топонимы (865 шт.)  Фото (1725 шт.)  Видео  Записки ОИАК





Все статьи (879)



Гавань Св. Ольги

Добавлена: 16.09.2013 | Просмотров: 5765


Залив Ольги
Гавань Святой Ольги открыта Русскими в 1857 году. Пароход «Америка», на котором путешествовал граф Путятин, первый зашел нее 11 июля (24 по н.ст.), в день празднования Св. княгини Ольги. Почему гавань и получила свое название. Английские же суда, как видно из морского сборника, заходили два раза, а, по словам ее старожил, т.е Манз, гавань Св. Ольги и ее окрестности, еще далеко до открытия ее Китайцами и Японцами, но последние, найдя местность неудобною для себя, бросили ее и удалились. Насколько факт этот заслуживает доверия, ручаться не могу. Во время же открытия гавани Св. Ольги, по речкам кругом гавани, жило много Манз и Тазов, которые только не оказали судну должного внимания, но и скрылись от него. Летом 1858 года в гавани Св. Ольги начал основываться Морской русский пост, а с 1861 года вместо Морского поста основан Военный пост. В том же году населено около гавани несколько семейств русских крестьян.

Гавань Св. Ольги лежит под 43 градусом 44 минутой 16 секундой Северной Широты и под 135 градусом 04 минутой 30 секундой Восточной Долготы. Состоит она из двух живописных бухт – Большой и Малой. Последняя не без основания названа первым русским судном «Тихая Пристань». При входе в Большую бухту находится Остров Чихачева, замечательный в том отношении, что северный его берег усыпан подводными камнями, вследствие чего суда обходят его по южную сторону. Обе бухты окружены большими каменистыми, покрытыми лесом горами, из которых самая высокая называется «Крестовою», название свое она получила вследствие того, что в 1860 году, заехавшим на кругосветном судне иеромонахом Филаретом, на вершине ее был поставлен деревянный крест, который сохранился и до сих пор. На правом берегу Большой бухты находятся шесть Манцзских фанз и молельня; на левом холмистом берегу Малой бухты расположен Военный Русский пост. Из 20 строений всего восемь частных домов, церковь и караулка; остальные казенные здания: дом начальника поста, лазарет, казармы, кухня, швальня и столярная в одном доме, баня, провиантский магазин, соляной магазин, пороховой погреб, кузница и гауптвахта. Жителей в посту очень мало, кроме нижних чинов команды, состоящей из 78 человек и служащих при ней начальника поста, врача, смотрителя провиантского магазина и делопроизводителя, живут еще священник, дьячок, двое торгующих и одно крестьянское семейство. Относительно строений распространяться много не приходится, все дома старые, холодные вследствие плохой постройки, конечно, без всяких удобств и внутренней отделки, ни более, ни менее, как бревенчатые сараи законопаченные за неимением пакли, морской травой; двойных рам во многих домах не имеется, или за неимением стекол или за дороговизною их. Относительно удобств и неудобств поста можно заметить, что добывание воды много стесняет жителей, так как не у каждого есть лошадь, чтобы возить воду из реки, а вода в постовом колодце не всегда бывает чистою, а иногда и вовсе пропадает. Что же касается дров, то далеко ходить нечего: гавань Св. Ольги находится еще в таком первобытном состоянии, что стоит сделать несколько шагов от поста, чтобы очутиться в лесу. Жизнь в посту очень скучная и однообразная, вследствие недостатка общества, почтового и телеграфного сообщения.

С 22 июня 1868 года, предписанием Генерал-Губернатора весь Южно-Уссурийский край был разделен на 4 самостоятельных округа: Суйфунский, Сучанский, Ханкайский и Аввакумовский. Местность, где находится гавань Св. Ольги, со своими окрестностями, принадлежит к Аввакумовскому округу, который заключается между морским берегом и округами Сучанским и Ханкайским; северная граница его идет от истока р. Фудзи по горам и упирается в северную часть залива Пластун. Заведование Аваавкумовским округом принадлежит начальнику поста. В гавань Св. Ольги впадают несколько речек, из которых только две заслуживают внимания: река Аввакумовка, впадающая в с.з. часть Большой бухты, берет начало в хребте Сихотэ-Алинь; на ней находятся в настоящее время три деревни: 1) Пермское селение в 8-ми верстах от поста, имеет 6-ть дворов; 2) Арзамазовка в 10-ти верстах имеет 10-ть дворов и 3) Фудин в 15 верстах имеет 15 дворов. Другая речка «Ольга» впадающая в Малую бухту, протекает только на пространстве 2,5 версты; на ней находится деревня Новинки, с 22 дворами.
Местность около гавани Св. Ольги чрезвычайно живописна; многие Русские, а в особенности иностранные моряки находят ее лучшею из всех гаваней Приморской области, и в само деле трудно себе представить себе что либо живописнее гавани в летнее время. Долины представляют нечто вроде тенистых аллей, а большие камни по берегам большой бухты временем сложились в ворота, созданные природой. Некоторые пади кругом малой бухты носят свои названия: самая живописная из них называется Ламазина падь (Ламаза в переводе с китайского означает – тигр. прим. О.В.). Относительно состояния температуры, направления ветра, влажности воздуха и т.п. пока еще трудно вывести точное заключение, так как в продолжении 13-летнего существования поста никто не делал исследовательских наблюдений; вообще же можно сказать, что лето очень жаркое и продолжительное; что касается зимы, то по рассказам старожилов и по теперешним моим наблюдениям, термометр никогда не опускается ниже -20 градусов по Фаренгейту обыкновенная же температура по утрам от –10 до –15, а в полдень от –3 до –5 по Фаренгейту, только при северных ветрах бывает очень холодно. Они преимущественно дуют зимою и особенно от севера и северо-востока; летом же большею частью стоят южные ветры. Гавань окружена горами, прорезанными в разных направлениях долинами, вследствие чего от столкновения ветров, дующих из разных ущелий, образуются чрезвычайно оглушительные, заунывные, свистящие звуки. Снегу зимой выпадает очень мало, и он скоро сносится ветром. Со времени занятия Русскими гавани только две зимы было снежных, обыкновенно же снег выпадает на короткое время в феврале и марте месяцах. Малая бухта замерзает только в конце ноября, а Большая – в декабре, а расходится лед около 10-го апреля. Весна не может похвастаться хорошей погодой, зелень появляется очень медленно, туманы начинаются обыкновенно в начале мая и продолжаются до половины июня, вечера очень холодные, вследствие сильных ветров с моря, так что в 8 часов вечера температура опускается иногда до +2, тогда как в полдень бывает до +20, и вообще можно сказать, что в весеннее время гавань Св. Ольги, несмотря на южное ее положение, не представляет преимущества перед Николаевском. Зато жаркое лето и большая продолжительность осенив высшей степени способствуют развитию скотоводства около 7-ми месяцев скот может быть на подножном корму, и если бы не разные другие неблагоприятные условия, о которых я буду говорить ниже, то крестьяне гавани Св. Ольги могли бы снабжать многие местности свежим мясом.

Природа наделила гавань Св. Ольги огромными богатствами, лесу всевозможных сортов, и чем дальше углубляешься вглубь страны, тем лес делается все лучше и лучше, тут в большом изобилии находится дуб, береза, осина, кедр, липа, орех, ясень, тополь, дикая яблонь, местное название которой кислица, и попадается даже пробковое дерево. Кругом поста растет много барбарису, калины, шиповника, а немножко дальше и дикий виноград; из ягод растет земляника, голубица и красная смородина. Из трав, употребляемых в пищу, в диком состоянии растет лук, щавель и черемша, замечательные же в медицинском отношении – ромашка, мята и черемша. Кроме того, легко может быть заготовлена врачебная губка, жженая и углекислая известь из раковин известнякового состава, выбрасываемых приливом на берега моря и Большой бухты. Трава чемерица, растущая по всему посту в большом количестве, имеет наркотические свойства, нередко овцы и телята, наевшись этой травы, околевают, если хозяева вовремя не заметят симптомов отравления и не примут противодействующих мер. Все огородные растения родятся очень хорошо. Из диких зверей в окрестностях Св. Ольги встречаются дикие козы, олени, изюбри, волки, еноты, медведи, лисицы, соболя, белки, барсуки, дикие бараны и тигры. Диких коз так много, что в снежную зиму1869 года охотник, и не охотник, каждый догонял их на лыжах по малой бухте и бил палками. Их морских животных ловятся сивучи, выдры и нерпы; из птичьих пород надо упомянуть о разных породах уток и гусей, а также имеются лебеди, кулики, снегири; рябчиков мало, в особенности же много воробьев, сорок и ворон. Фазаны бывают годами: в прошедшем году, например, их было так много, что крестьяне даже ими питались, тогда как в нынешнем, т.е. 1871 году из совсем не видать. Что же касается до рыбы, то обе бухты и реки изобилуют ею, так как нет правильно устроенного рыболовства и ловля производится только летом. Но несмотря на богатство рыбы бывает время зимою, когда нет возможности ее достать. В первых числах мая бывает особенно много сельдей, они наплывают в обе бухты и волнением выбрасываются на берега, где их можно ловить руками; с конца же сентября и до самых заморозком река Аввакумовка со всеми своими притоками и протоками бывает загружена рыбой – кетой, так что ее большей частью ловят не неводами, а просто железными крючьями; качество же ольгинской кеты хуже амурской, потому что она тощая и мясо ее белого цвета и не вкусное; красная же кета редко попадается. Кроме того, есть сиги, корюшка, камбала, ерши, кунжа имеет цвет красный и вкус амурской горбуши; рыба под названием бык, усеянная пятнами разных цветов, имеет вид очень не привлекательный, почему она никак не употребляется в пищу – до половины она очень широкая и толстая, в середине перетянута как веревкой и оканчивается тонким хвостом. Исключая рыбы, в обеих бухтах полно раков, шримсов и каракатиц, водятся также устрицы в большом количестве, раковины их чрезвычайно красивы и разнообразны. Есть пчелы и змеи в 1 аршин и более длины. Что касается до царства ископаемого, говорят, что есть серебряная и свинцовая руда, о чем утверждать, впрочем, не решаюсь.

Крестьяне. Всего крестьян населенных около гавани Св. Ольги около 300 душ: все выходцы из Тамбовской, Пермской и Вятской губерний. Главное занятие их хлебопашество и скотоводство. Почва для засевов не совсем удобная, большею частью каменистая, а черноземной земли очень мало: только в 15 верстах от поста по реке Аввакумовке и ее притоков есть места удобные для посевов. Первый год своего пребывания в гавани Св. Ольги крестьяне получали казенный хлеб, потом мало-помалу стали обрабатывать свои поля, но труд их плохо вознаграждался, отчасти вследствие непроизводительности почвы, смешанной с глиной и камнем, отчасти и по другим причинам: например годы, когда мыши истребляли посевы, большой вред причиняли также наводнения, происходившие от того, что весь хлеб был посеян в долинах и при всяком дожде ручьи, бегущие с гор, затопляли поля и крестьяне или лишались всего хлеба, или выручали так мало, что для пополнения недостатка должны были смешивать его с корою, случалось также, что крестьянам приходилось перекупать солдатские пайки по 10 коп. за фунт русского хлеба. Но вследствие горького опыта и 10-летней разработки пашен, хлеб наконец, стал родиться удовлетворительно, так что в последние два года, т.е. 1870 и 1871, у крестьян даже достало хлеба от посева до посева. С развитием культуры урожаи, конечно должны еще увеличится, но, к сожалению, о культуре они мало заботятся вследствие того, что считают себя почему-то временными обитателями гавани Св. Ольги. Огородные растения все родятся хорошо, но крестьяне заботятся только о самом необходимом; до сих пор не ни луку, ни чесноку, ни хрену, ни хмеля, ни горчицы; в огородах можно видеть только картофель и капусту, как предметы первой потребности. Пища крестьян состоит из соленой рыбы, кеты, ржаного хлеба с примесью картофеля, иногда пшеничного хлеба, питье – из сушеной травы, белоголовника под названием чай. Вследствие дороговизны кирпичного чая они так свыклись с этим напитком, что обыкновенный чай, как они сами говорят, для них не имеет никакого значения. Что же касается до молока, масла, яиц, то все это сбывается ими в пост, чтобы на вырученные деньги обзавестись необходимой одеждой.

Скотоводство в гавани Св. Ольги страдает от частых появлений хищных зверей, особенно тигров, которых в последние два года особенно развелось такое множество, что у одних крестьян истреблено до 100 голов одного рогатого скота, не говоря о мелком, и не считая потерь понесенных туземными жителями. Смелость и алчность тигра доходят до того, что он не только в летнее время душит скот на полях, но даже забирается в сумерки и ночью, в стайки, проламывает крышу, если она покрыта жердями и соломой, и зараз душить одну скотину за другой, но съедает не сейчас, если видит, что опасно долго оставаться, а выскакивает из стайки тем же путем и приходить за своей жертвой на второй или третий день. Самое большое лакомство для него сейчас же по задушении животного — высосать кровь. Когда, же тигр видит, что ему нечем поживиться в деревне, все крепко заперто, то он отправляется в пост и там производит опустошения; так в марте месяце 1871 года тигр перелез через забор вышиною в сажень и утащил отличную гончую собаку, причем, перескакнув чрез ограду, держа в зубах собаку, сломал ограду, а утром оказалось по оставшимся следам, что он смотрел во все окна комнат. В гавани Св. Ольги тигр навел панический страх: зимою в 6-ть часов вечера никто не решается выйти из дому, опасаясь сделаться добычею этого хищного животного. Многие сделали внутренние ставни, а некоторые предложили устроить в окнах железные решетки. Ни стук, ни выстрел на тигра не действуют, прыжки он делает в полторы сажени; сила его до того велика, что он свободно уносить на гору лошадь; единственное, чего он боится – это крика и большого скопления людей. Постоянные опустошения, производимые титрами, совершенно обезоружили крестьян, тем более что по неимению хороших охотников они даже не в состоянии преследовать их.

Однажды в деревне Новинки тигр унес лошадь; староста деревни, по поручению всех крестьян, пришел с убедительной просьбой к врачу Васильеву «извести это проклятое животное». Тогда был сделан первый опыт употребления отравы: доктор Васильев начинил заднюю ногу лошади стрихнином и фосфором и лошадь оттащили по дороге к деревне. На другой же день в 6 часов утра староста пришел сказал, что тигр съел начиненную часть и не прошел ста шагов как пал отравленный. Вскоре удалось упомянутому врачу отравить и второго тигра в селении Фудин; этот тигр съел не всю начиненную отравой часть мяса и не сразу околел, крестьянам пришлось следить за ним с ружьями и быть свидетелями его смерти. По рассказу следивших крестьян, оказалось, что тигр съел небольшое количество начиненного мяса, затем взвалил на себя лошадь и хотел втащить ее на гору, но едва прошел полторы версты, как зашатался, присел, заревел самым оглушительным образом и пал мертвым. Отравление и перевоз первого тигра из деревни Новинки во дворе дома, в котором живет врач Васильев происходило торжественным образом: все крестьяне с радостными криками сопровождали своего врага до самого двора, некоторые из них, рассматривая тигра, прибавляли: «Ишь, брат, ты хитер,— ан человека тебе не перехитрить». Мне интересно было посмотреть на это чудовище в целом его составе, и признаюсь, вид его произвел на меня не совсем приятное впечатление: глаза широко раскрыты с огненным светом, язык сильно прикушен, из пасти сочилась кровь, клыки выглядывали во всей своей красе, словом, вся физиономия тигра представляла нечто ужасающее.

Таким образом врачу Васильеву удалось отравить двух тигров величиною в 5-ть аршинов, считая от головы до конца хвоста; шкура их очень красивая – песочного цвета с яркими черными полосами на лбу и по всему туловищу; у некоторых бывают пятна величиною в серебряный рубль и менее, общий же песочный цвет не у всех одинаков – одни бывают светлее, другие темнее. Передние ноги тигров очень развиты, цвет мяса темновато-красный, запах теплого тигрового мяса чрезвычайно неприятный. Скелеты обоих тигров выварены врачом Васильевым; шкуры же и кости дорого ценятся в гавани Св. Ольги. После отравления двух тигров, крестьянам удалось застрелить еще трех, и в селении Тадуши один был застрелен Тазами; таким образом в посту набралось шесть тигровых шкур. Не смотря однако, на такое истребление, как Тазам, так и крестьянам не раз приходилось встречать по дороге в Манцзское селение Пфусунь тигра, сидящего на мертвом же тигре и доедающего с голода остатки может быть своего же детища, и конечно не удивительно, если с наступлением весны крестьяне все таки не решались идти в пастухи, а соглашались только по очереди пасти стада вдвоем.

Вследствие сложившихся неблагоприятных обстоятельств, или других причин, крестьяне большею частью ленивы, не предприимчивы и не развиты. Сегодня сыт, а завтра – что Бог даст, думают они, и потому зажиточных между ними очень мало; исключение до некоторой степени составляют более трезвый и трудолюбивой народ в Пермском селении из секты Молокан. Вообще же все крестьяне недовольны своей судьбой, а между тем сетовать казалось бы не на что; в окружающей природе богатств много, только надо уметь ими пользоваться. Пчеловодство, например, можно было бы развить в больших размерах, но они мало о том заботятся, если им во время рубки леса попались улья, они собирают соты, а улья разоряли. Около поста росло много кедровых орехов; крестьяне, ради необъятной лени, не сбирали их, а прямо срубали дерево, отвозили домой, обирали орехи, а дерево употребляли на топливо; таким образом, по их понятиям, одно и тоже дерево имело два назначения – орехи – орехами, а топливо – топливом. В настоящее время для – собирания орехов приходится отправляться за 40 верст. Птиц, как я уже писала, очень много, но мало охотников. На вопросы отчего он не занимается пилением досок, приготовлением колес, или другим мастерством и сбытом своих произведений во Владивосток, где так во всем нуждаются. Крестьянин нам отвечает: «Господь создал крестьянина обрабатывать хлебушко, так уж и кончу на том свой век» и вот пример ограниченности понятий. Если же особа говорящая с ним – чиновник, то он пожалуй и согласится на словах: «так-то оно так», больше вы от него ничего не добьетесь; ответ ясно говорящий, что на уме у него совсем другое. На ловлю сельдей, которых можно сбывать на суда за хорошую цену, они также не пускаются, отговариваясь недоброкачественностью соли для засолки, хотя в посту пользуются тою же солью и сельди хранятся в продолжение целого года. Вообще надо сказать, что если русские крестьяне, заселяющие гавань Св. Ольги, живут бедно, то это по собственной вине, потому что не умеют пользоваться богатствами, которыми природа одарила эту местность.

Умственное и нравственное развитие крестьян стоит на очень низкой степени, нравственное жен своих они мало ценят и всякий труд для них невыносим. Крестьянка ни за какие блага не пойдет к вам в услужение, лучше всю зиму пролежит на печи, от чего в посту большой недостаток в прислуге. Вид крестьянина также не привлекательный, большею частью грязный и оборванный; отчасти вследствие вышеописанных причин, а отчасти и вследствие дороговизны привозимых товаров.

Торговля в гавани Св. Ольги развита мало, причина тому – недостаток путей сообщения. Товары привозные, как-то чай, сахар, табак, вина, платье, очень дороги; так напр. стоить:
1 пуд сахару от 15 до 25 р.
1 фунт табаку 2-го сорта 3 р.
1 аршин ситцу от 50 до 55 коп
1 банка керосину 16 р.
1 аршин серпянки от 40 р 50 коп.

О предметах роскоши нечего и думать; даже самого необходимого нельзя иметь, как напр. обуви или русского масла, которое иногда еще можно доставать в небольшом количестве у крестьян, и то за 1 фунт приходится платить 1 р. 50 к., следовательно пуд обходится в 60 руб. Не дорого только мясо, домашняя и дикая птица, яйца и овощи. До появления тигра мясо было 3 руб. пуд, теперь же постоянная цена его 5 руб., дикий гусь 1 р. 75 коп., курица 50 к., яйцо 2 коп., сотня капусты 10 руб., сотня огурцов от 3-4 р. Все же привозные товары продаются по двойной и по тройной цене против Николаевска. После этого не мудрено, что и труд в гавани Св. Ольги ценится очень дорого; что, в самом деле, купить простолюдину на рубль? Разве два аршина ситцу, подмоченного при перевозке морем? Если к этому еще прибавить что серебряный рубль в переводе на кредитный стоить полтора рубля, то легко судить, не быв даже в гавани Св. Ольги, что усиленное содержание, которое дается чиновникам не серебряною монетой, а бумажками, далеко не достаточно для обыденной жизни, в особенности семейному человеку. В гавани Св. Ольги в общей сложности жизнь обходится еще дороже чем в Николаевске.

В умственном отношении жизнь в гавани Св. Ольги представляет еще менее средств для облегчения существования, вследствие отсутствия правильного сообщения с остальным миром; приходится жить в совершенном уединении от общих интересов; газеты и журналы получаются только от навигации до навигации, и события, происходящая в образованных странах, узнаются только через год. Настоящего сухопутного сообщения, можно сказать, вовсе не существует; есть только две узенькие тропинки, одна во Владивосток другая до станицы Буссе, откуда до Николаевска устроено уже правильное почтовое сообщите. На тропинках этих разбросаны Манцзкие фанзы, и путешествующие из гавани Св. Ольги привыкли считать их станциями; но не каждый решится отправиться в такой опасный и трудный путь, так как приходится или ехать верхом, или большею частью идти пешком, брать свою лошадь для съестных запасов и вещей, и в тоже время каждую минуту думать о том, как бы не сделаться жертвою тигра. Станции обеих тропинок в настоящее время я не имею возможности представить, сведения же самые верные об одной я собрала.

От гавани Св. Ольги до Владивостока.
1) Станция Пусун 150 Ли (китайская мера, наших 1/2 версты)
2) Тауху 100
3) Джапигу 50
4) Сеуху 60
б) Сузыхэ 70
6) Янъ-Мазагу 70
7) Хуанъ-гу или Сучанъ 70
8) Пинъ-Шау 60
9) Шуйчули-чуанъ 80
10) Конгоуза или Чемухэ 60
11) Владивостокъ или Ханшевай 160

Манцзы и Тазы. Число Манцз, проживающих около гавани Св. Ольги, еще положительно неизвестно, только можно сказать, что их очень много; они все живут на правом берегу Большой бухты и в одном месте около середины бухты находятся шесть Манцзких фанз, седьмая молельня. Зимою эти фанзы почти пусты; летом же и в особенности осенью в них собирается до полутора тысяч человек для ловли морской капусты. Тогда на скорую руку раскидывают шалаши и бухта до того оживляется, что издали хлопотливые Манцзы представляют собою род муравейника. Таз по близости поста мало: возле Пермского селения, в 8-ми верстах от поста, пять Тазских фанз, в селении же Тадуши и Пфусуни, как Манцз, так и Таз живет довольно много. Тазы живут семействами, Манцзы же обитающие правый берег бухты, не имеют жен, только в отдаленных селениях Пфусуни и Тадуши есть несколько человек женатых на Тазачках. Весною 1671 г. был первый пример что Манцз вывез себе женщину Корейку, заплатив за нее 18 руб. Густота корейского населения в наших пределах и бедность, распространившаяся между ним, заставила отцов и матерей не только продавать своих детей, но даже просто дарить их, лишь бы избавить от голодной смерти; многие жители Владивостока завели уже себе Корейскую прислугу. Вывезенная Манцзом Корейка однажды с своим стариком мужем пришла ко мне: наружный вид ее на меня произвел приятное впечатление, она была довольно чисто одета и недурна собой; застав меня за шитьем на машинке, она через старика Хинзейна, который несколько говорит по-русски, просила меня объяснить ей механизм; я прочитала ей целую лекцию, из которой однако не думаю, чтоб она много поняла, так как видела швейную машинку в первый раз. Затем я сыграла ей на фортепиано; здесь уже дикая природа ее выступила вполне наружу, то она меня целовала, то брала за руку, то хлопала по плечу с постоянными восклицаниями: шангал или шан-шангал (шангал – хорошо, шан-шангал очень хорошо). От старика Хинзейна я узнала, что Корейка эта имела уже мужа и двух детей, которые умерли голодной смертью; она же, чтобы избежать подобных последствий, решилась сделаться женой Манцза. Если жители Большой бухты последуют примеру своего собрата, то оседлость их еще более упрочится. Как Манцзы, так и Тазы хлебопашеством занимаются мало, огородничество же у них развито порядочно, особенно много они сеют луку, чесноку и огурцов. Скотоводство у них развито в значительной степени, но они молока не употребляют в пищу, а коров держат только для приплода, вследствие чего скот их относительно русского гораздо крупнее и нередко можно найти быка в 17 пудов весу; у русских же тот же самый скот временем измельчал. Но главное занятие Манцз и Таз зимою — звероловство, а начиная с половины мая до самой глубокой осени – ловля морской капусты. Берега около гавани Св. Ольги представляют много удобств для ловли морской капусты; во время лета, при благоприятных условиях, один работник может ловлею капусты заработать до 200 руб. и более, смотря по цене на капусту; способ ловления капусты следующий: работники на своих душегубках (шлюпка длинная и узкая, так называют ее Манцзы)) отправляются на взморье, около морского берега опускают в воду длинный шест, на конце которого находятся два железных, крючка, и вертят его кругообразно, вследствие чего капуста наматывается на него в большом количестве; затем шест вытаскивают и капусту выбрасывают в душегубку. Как скоро душегубка полна, капусту сваливают на берег, потом перевязывают в пучки, величиною каждый средним числом около манцзского пуда, т. е. русских 1 пуд 10 фун., и увозят на берег Большой бухты, где их складывают около фанз в большие скирды и прикрывают соломою; сложенная в скирды капуста может лежать три и четыре года не портясь. Для увеличения весу пучков, Манцзы иногда наполняюсь середину их песком, но за подобную подмесь они своим судом строго наказываются. Случается иногда, что Манцз наловил много капусты и не успел еще связать ее в пучки, как подымается неблагоприятный ветер, ловля капусты становится невозможною, да и наловленная капуста уносится с берега в море. Таким образом он иногда теряет неделю и две напрасно. Для богатых Манцз капуста служить только приправою в пищу, бедный же класс во время голодухи сплошь и рядом питается одною капустой. У китайцев есть мелкая медная монета, 1000 штук которой ровняются одному доллару; на 8-15 штук такой монеты бедный китаец покупает себе капусты, приправляет ее слегка дешевым древесным маслом, и таким образом сыт на целый день. Торговля морскою капустой, как для русских, так и для Манцзских купцов, очень выгодна; они в счет заработка отдают по дорогой цене бедным работникам необходимый товар, а капусту потом на серебряную комету сбывают в Китай. Цена капусты колеблется от 1 р. до 1 р. 50 коп.

Мне ни разу не приходилось есть капусты приготовленной на манцзской кухне, но многие русские находят ее вкусной; дома же пробовала я ее приготовлять, и признаюсь, она мне очень не понравилась, вкус какой-то древянистый.

Пища Манцз и Таз несравненно питательнее и разнообразнее чем у наших Ольгинских крестьян, потому что морская капуста, вывозимая из гавани на десятки тысяч в Китай, принадлежит к очень питательным веществам, по большому содержанию крахмалистого вещества. Для примера разнообразия пищи между Манцзами, расскажу о их празднике, на котором присутствовать пришлось и мне: однажды Манцзы пригласили всех жителей поста отпраздновать «Гоняны» (Новый год по китайскому календарю); когда мы вошли в фанзу, то стол для нас на европейский лад уже был накрыть, во я полюбопытствовала посмотреть, что происходило в другой фанзе, где собрались все Манцзы, и была удивлена их обстановкой: в нарядных костюмах они сидели по-турецки на нарах, согреваемых внутри проведенными от печки трубами, перед ними стоял стол с большим количеством чашек и чашечек, наполненных разнообразными кушаньями; здесь чего-чего не было: и мелко нарезанная ветчина, кабанина, вареные яйца, печёные яйца, шримсы, чернослив, каракатицы, трепанги – словом, все было на столе, что только можно было достать; перед каждым из них стояла чашечка, величиною в два наперстка, с горячим ханшином; вместо вилок кусочки захватывались двумя тонкими, длинными деревянными палочками. Тоже самое происходило и в молельне, перед фарфоровыми статуями, изображающими богов. На столе стояли жертвоприношения, состоящие из всех тех же кушаньев, начиная ханшином и кончая каракатицами, числом по крайней мере 40 чашечек. Каракатиц я не пробовала, но евшие их находят, что вкус их имеет нечто общее с вкусом откормленного поросенка.

Наружный вид как Манцз, так и Таз очень сходен между собою, разница только в том, что Манцзы бреют переднюю половину головы и носят одну косу, а Тазы головы не бреют и носят две косы; отличительная же черта Таз – серьга в носу. Тазачки носят серьги длинною в 1/4 аршина, состоящие из колец величиною в старинный рубль, вдетые одно в другое; тяжесть их так велика, что ухо готово прорваться; Манцзы же сами серег не носят, зато свиней усердно ими украшают. Насмотревшись на такое 6eзo6paзие, поневоле пропадет охота носить серьги.

Промыслы Манцз и Таз одни и те же. Летом и осенью – ловля морской капусты, зимою же – звероловство. Рыбною ловлею они занимаются мало. Относительно звероловства следует отдать преимущество Тазам; между Манцзами трудно встретить таких искусных и смелых стрелков и охотников. Преимущественно они занимаются ловлею соболей, белок и диких баранов, сбыт которых производится в китайский город Гирин. Соболи гавани Св. Ольги далеко не могут сравниться с соболями камчатскими или Императорской гавани; ость у них короткая и цвет гораздо светлее; темных очень мало. За посредственный соболь платят 5 руб. сер., если же покупают гуртом, не разбирая худых от хороших, то каждый соболь обходится в 3 руб. сер. монетой, а на бумажки 4 р. 50 к. Качество белок не совсем хорошее; енотовые же шкуры не лучше волчьих, за то довольно красивые шкуры диких баранов. За лисицами совсем не промышляют, хотя качество шкур довольно хорошее: бывают сиводушки, настояния огневки, иногда и чернобурые.

Торговля сосредоточена преимущественно в руках Манцз. Тазы в торговом отношении вполне им подчиняются. Манцз, имеющий всего состояния несколько десятков рублей, не иначе называете себя, как купцом и в торговом отношении, имеет большое значение. В гавани Св. Ольги живет доверенный, от одного китайского дома, к которому в последнее время ежегодно приходит судно с разными товарами; от него перекупают товары торговцы Манцзы и распродают по мелочам, так как из Китая товару привозится недостаточно, и Манцзам и Тазам приходится нуждаться в заграничных и русских товарах. Хотя образ жизни Манцз и Таз одинаковый, но жилища их представляют значительную разницу. У Манцз можно встретить довольно порядочные, отделанный в восточном вкусе фанзы; Тазы же об своем помещении мало заботятся я живут относительно гораздо грязнее.

Как Манцзы, так и Тазы вероисповедания буддийского, последние только с примесью различных верований. В религии Таз например, тигр играет большую роль; они считают его священным животным, хотя собственно не боготворят; по их понятиям тигр есть гончая божья собака – как человек дорожить хорошей гончей собакой, так и бог дорожить тигром, в которого, следовательно, стрелять не следует. Это верование заставляет их снисходительно обходиться с тигром, пока он не накуролесит так, что выведет их из терпения. Для примера приведу следующий рассказ происшествия, случившегося в мое пребывание в гавани Св. Ольги: один тазский купец, живущий в селении Тадуши, в 80 верстах от поста, и отправляющий ежегодно пушной товар в китайский город Гирин, послал однажды одного из своих работников, Таза, в лес за бараньей шкурой, которая у него была повешена на дереве и понадобилась для упаковки соболей; к пяти часам вечера вернулась домой одна лошадь без седока; хозяин сначала подумал, что Таз идет недалеко сзади, но прождавши напрасно часа два, он снарядил четырех человек, двоих с ружьями, а остальных с фонарями, для отыскания его; следуя по дороге, по которой должен был возвратиться Таз, они сначала находят ею шапку, потом куски одежды и наконец кусок бороды; они до того испугались, что дальше уже не пошли, а вернулись и рассказали хозяину обо всем случившимся. На другой день собралось 40 человек с копьями, штыками и ружьями; сделав облаву, так как логовище тигра им было известно, двое с ружьями забрались на дерево и когда тигр вышел за остатками своей жертвы, от которой остались одни только ноги, то двое сидевших на дереве выстрелили и попали в ухо и в шею тигра, остальные копьями его добили. Купец отправил людей, чтобы снять шкуру тигра, а те полюбопытствовали посмотреть что у него в желудке, и, распоров, нашли палец и одежду Таза. Манцзы тоже признают тигра священным, только в меньшей степени; но замечательно, как те, так и другие свободно разгуливают по горам, в том убеждении, что тигр имеет распоряжение заедать только худых людей, а хороших не трогает. Между русскими же в гавани Св. Ольги существует такого рода поверье: тигр съедает только не пьющих водку, кто же много пьет, того тигр не тронет. По объяснению Манцз: тигр появился вследствие того, что русский чёрт у китайского выиграл в карты, и исчезнет только тогда, когда китайский чёрт опять вернет проигрыш от русского. Вообще тигр приобрел такое значение, что даже дети выдумали игру в тигра.

Кроме религиозного значения, тигр имеет у туземцев еще огромное значение в санитарном отношении. Тигровая желчь ценится не мене 10 руб. сер., а кости охотно покупаются приезжими китайцами по 30 и 50 руб. сер. и отвозятся в Шанхай, где приготовляются на разные манеры и служат верным средством, как уверяют Манцзы, против всех наружных и внутренних болезней. От чахотки напр. самое верное специфическое средство тигровая желчь; чтобы на холоде усы не мерзли, надо выпить только немножко порошка тигровой кости с водкой. Судя по дороговизне костей и желчи, легко себе предстать, что лечиться ими может только богатый.

Нравственность женщины у Таз ценится очень высоко; недавно еще был случай, доказывавший на сколько Тазы считают верность необходимым условием семейной жизни и на сколько у них странен взгляд на наказание: во время долгого отсутствия мужа, Тазачка принесла ребенка, братья мужа повесили этого ребенка. Относительно жизненных привычек, Манцзы от Таз не отличаются, относительно же умственного и в особенности нравственного развития между ними есть разница. Тазы живут в первобытной простоте, Манцзы же народ хитрый, лукавый и, где нужно, низкопоклонники; на Таза всегда можно более положиться, чем на Манцза.

Сближение между Манцзами и Тазами самое тесное; они нуждаются друг в друге; Манцз снабжает Таза различными товарами и жизненными припасами, Таз же хороший охотник и снабжает Манцза плодами своей охоты; самая же главная причина сближения – холостая жизнь Манцз, которые женятся на Тазачках.
Оба народа гостеприимны, хотя между Тазами нельзя найти особенно богатых, между тем как у Манцз встречаются очень богатые семейства, но за то и гораздо больше пролетариев, обреченных всю жизнь свою оставаться в работниках. Причина тому заключается в бытовых условиях: Манцз, выходец, беглец из Китая, откуда он часто приходить в одной только одежде, и чтобы иметь на первых норах насущное пропитание, законтрактовывается у своего же собрата, спекулятора, за ничтожную плату на несколько лет в работники; затем, будучи страстный охотник до азартных игр, он иногда в один день проигрывает весь свой годовой заработок; кроме того надо отнести и курение опия к важным причинам его бедности, так как манцзский фунт опия стоить до 25 руб. сер., а один Манцз-опиат выкуривает фунт опия в одну или две недели.

Манцзы – народ очень смелый, они в самую бурную погоду отправляются в море на своих длинных и узких шлюпках, которые у них носят название «душегубок», вероятно потому, что в них легко потонуть, и когда начинается сильная буря, которая грозить им опасностью, то они не пытаются бороться со стихиею, бросаются грудью на дно душегубки и лежат в ней, в таком положении, бросаемые с волны на волну, пока не выбросить их на берег или они не сделаются добычей морской пучины.

В некоторых местах поблизости поста находятся остатки развалины, Манцзских фанз и бывших молелен. Манцзы и Тазы на этих местах строют часовни, или из дикого камня или из дерева, высота, ширина и длина которых не более одного аршина. Одна сторона такой часовни не загорожена, а завешена шерстяною красной материей; внутри её, кроме какой-нибудь прилепленной божественной картинки, ничего нет. Одна такая деревянная часовня находится на горе, верстах в 8-ми от поста, по дорог в Тадуши, другая из дикого камня на берегу бухты, невдалеке от моря. По этим остаткам можно судить, что кругом поста Манцз и Таз раньше жило больше чем теперь, и надо полагать, что они добросали эти места потому, что в более далеком расстоянии от поста нашли себе места более удобные для посевов и скотоводства.

Автор: Васильева О.

Источник: Известия Русского императорского географического общества, №2, 1872 г.

Тэги: история, Ольгинский район, Васильева О.


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно)


Текст (не более 25000 знаков)


Cтoлицa Приморья? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей по тэгу

ПрограммыСкачать программу для чтения файлов: djvu, pdf

Топонимический словарь Приморья• Все топонимы (865 шт.)
Все комментарии (423 шт.) 22.09.2023

Новые комменты к статьям824) 25.01.2024 Мечик Тимофей Анисимович
823) 06.12.2023 Мечик Тимофей Анисимович
822) 02.10.2023 Древние артефакты глазами учителя истории
821) 02.10.2023 Владивосток. Этюды к истории старого города
820) 25.09.2023 Мечик Тимофей Анисимович
819) 22.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
818) 21.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
817) 21.09.2023 Гордеевка
816) 20.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
815) 19.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
814) 27.08.2023 Уголь Приморья
813) 24.08.2023 Мечик Тимофей Анисимович
812) 09.06.2023 «По просьбам трудящихся…»
811) 07.06.2023 Сучан
810) 04.06.2023 Американская авантюра в Сибири (1918−1920)
809) 27.04.2023 На Сучане
808) 27.04.2023 На Сучане
807) 15.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
806) 10.04.2023 Поезд в бессмертие
805) 09.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
804) 08.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
803) 07.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
802) 10.02.2023 Как начинался Владивосток
801) 09.02.2023 Гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке. Книга 2
800) 30.01.2023 Отступление дебрей
799) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
798) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
797) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
796) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
795) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Галерея
5 мин 30 с назад

Просмотренные фото
№94

Случайное фото
№1733

Новые фото
№86

Популярные фото

Сайт Общества Изучения Амурского края

Записки Общества Изучения Амурского края

Арсеньевские чтения

Издания клуба «Родовед»

Записки клуба «Находкинский родовед»

Издания краеведческого клуба «Тетюхе»

Памятные книжки Приморской области

РазноеСловарь китайских топонимов на территории советского ДВ
© 2013-2024 PrimKrai.Ru