Краеведение Приморского края

Главная  Топонимы (865 шт.)  Фото (1725 шт.)  Видео  Записки ОИАК





Все статьи (879)



Этногенетические процессы в культуре удэгейцев

Добавлена: 30.01.2015 | Просмотров: 4865


В начале XVII столетия на территории Маньчжурии образовалось государство Поздняя Цзинь. Маньчжурское государство было создано как военно-государственная организация, известная под названием «восьми знамен». Маньчжуры вели войны с соседним Китаем, Кореей, Внутренней Монголией. Постоянные войны требовали от маньчжурского государства больших людских ресурсов. Пополнялись восьмизнаменные войска только за счет аборигенного населения Приамурья и Приморья, уводимого в Маньчжурию в плен.

Маньчжурское государство начало осуществлять набеги на Приморье и Приамурье с 1616 г. Маньчжуры здесь не закреплялись, они ограничивались только ограблением и угоном местного населения. По приблизительным подсчетам в Маньчжурию из бассейна р. Даубихэ (р. Арсеньевка) было уведено более 17 тысяч человек, с территорий современных Шкотовского и Партизанского районов – более 30 тыс. человек [1]. Аналогичная участь постигла и племена ця-ка-ла удэгейского происхождения, живших по соседству с нанайцами в бассейне оз. Ханка, а также по берегам рек Суйфун (р. Раздольная), в верховьях Бикина, Имана, Даубихэ (р. Арсеньевка), Уссури и на побережье от границы с Кореей до района современного поселка Ольги [2].

Походы маньчжуров против населения Приамурья и Приморья нарушили их мирное развитие и явились одной из причин быстрого распада крупных родовых объединений на мелкие этнические группы, которые, отпочковавшись от основного рода, стали селиться в труднодоступных районах края, где легче было укрыться от врага.

В конце ХIХ века удэгейцы состояли из множества родов. В их число входили роды Амулинка, Аянка, Бэсэ, Геонка, Каза, Камандзига, Канчуга, Кимонко, Куенка, Кукчинка, Кялундзига, Кья, Пеонка, Сигдэ, Суанка, Суляйндзига [3], Огдонко, Пумнадинга, Кумунка, Кэмэнка, а также Идига, Ниудига, Бадига, Удига, Чуннодига, Вандига [4], Андига, Людига, Цзандига, Маадига, Чидига, Падига, Сядига, Цаудига, Хандига, Таудига, Падига, Яндига [5] и др. Многие из этих родов прекратили свое существование еще в начале ХХ столетия.

По мнению Л.Я. Штернберга, предки перечисленных и не названных удэгейских родов когда-то входили в состав трех основных родов – это Камедига (Камдзига, Камандзига), Идзинка (Единка) и Пеонка (Пянка, Пианка). В отличие от Л.Я. Штернберга, В.Г. Ларькин утверждает, что основных родов у удэгейцев было пять – Камандзига (Камедига, Камндзига), Кялундзига, Кья, Кимонко и Геонка [6]. Однако эти утверждения ученых не обоснованы и не вполне соответствуют действительности. Этногенетический анализ родового состава удэгейцев, проведенный нами, показал, что удэгейский этнос состоял из трех крупных родов: Удигэ (Уди, Удиhэ), Кья и Пеонка.

Есть основания предполагать, что все удэгейцы, известные под этническими названиями Кьякала (род Кья), Фэйяка (род Пеонка), Удигэ и многими другими в китайской историографии обозначались термином «уди (удаха)».

В составе удэгейского этноса, очевидно, находилась или группа племен, объединявшаяся этнонимом Уди (Удаха, Удигэ), или под таким же этнонимом существовал отдельный род. И в том, и в другом случае люди Уди (Удаха, Удиhэ, Удигэ) под напором маньчжур оказались в Приамурье в районах расселения ульчей, нанайцев, негидальцев и других народов, среди которых начались активные этногенетические процессы. От слияния удэгейского рода Удигэ [7] с другими народами Нижнего Амура у негидальцев появился род Уддан, у нанайцев бассейна рек Тунгуски – Кура и Урми – род Удынка [8], у ульчей – род Уды. «Род Уды (Пильдунча) состоял из трех частей. Одна из них, судя по многим легендам, – пишет А.В. Смоляк, – удэгейского происхождения, вторая – негидальская – выходцы с р. Амгунь, длительное время жившие по притокам р. Пильду-Битки, и третья – род Удан на Удыле» [9]. Как утверждают сами ульчи из рода Уды, они первоначально жили по берегам рек Хунгари и Анюй; они свое происхождение связывают с удэгейцами. «Удэгейская ветвь рода Уды, – продолжает А.В. Смоляк, – после переселения стала называть себя Пильдунча – по реке Пильду, впадающей в озеро Удыль, здесь они долго жили. Но удэгейское самоназвание – удэ – у них сохранилось и стало родовым этнонимом» [10]. У самих же удэгейцев род Уди, Удэ (Удихэ, Удигэ) сохранялся только до второго десятилетия ХХ столетия. Последний представитель этого рода был зафиксирован В.К. Арсеньевым в 1910 г. на р. Терней [11].

В источниках ХVII столетия имеются сведения о народе Феха или Фэйяка [12]. О людях этого племени В. Горский писал, что они носили серьги в ушах, одевались в платье из рыбьей кожи, украшенной узорами [13].

Этническим названием Феха, Фэйяки (Файяки) в прошлом именовали один из аборигенных родов Приморья – Пяка (Пэйяка); в наши дни древний этноним Фэйяка звучит как Пеонка (Пянка, Пионка). Этот род занимал территорию р. Уссури и бассейнов рек Имана и Вака (р. Малиновка). Преследуемый маньчжурскими войсками, род Пеонка покинул бассейны рек Уссури, Имана, Вака и разделился на две группы. Одна группа вышла на побережье моря в районы бассейнов рек Самарги и Пея. Она оставила за собой старое название рода. Другая часть этого рода на р. Уссури встретилась с нанайцами рода Киле и вместе ушли на Хор. Здесь нанайцы рода Киле разделились на две группы. Одна группа Киле, вступив в тесные связи с удэгейцами, образовала еди-ный удэгейский род Кимонко [14], а другая группа образовала удэгейский род Кялундзига.

Вскоре после первого разделения рода Пеонка происходит второе. На этот раз от рода Кимонко выделились группы Килуэ, Бэсэ и Пуза, а в 20-х годах ХХ столетия отходят группы Чжангонконко и Догомунка. «Члены перечисленных локальных подразделений, – писал В.А. Туголуков, – сознавая свое кровное родство, не вступали во взаимные браки» [15].

Этническое название кья, кяка, кякари, киякала, къэкхаль, кьякала, цякала и другие варианты этого этнонима упоминаются во многих источниках ХVII столетия. Японский исследователь народов Маньчжурии и Дальнего Востока Сей Вада отмечал, что в ХVII в. племя цякала обитало на побережье Японского моря к востоку от Хуньчуня [16] – по рекам Фуцин (Фудзин – р. Павловка – правый приток р. Уссури в Кавалеровском районе Приморского края), Юэсэ (современная р. Джигитовка, расположенная в Тернейском районе Приморского края) и др. «Они все (мужчины и женщины) в нос продевают кольца с подвешенными к ним украшениями из серебра или латунных фигурок размером в один дюйм... Цякала строят жилища и лодки из бересты. Им неизвестны рыболовные сети, они питаются рыбой, которую бьют острогой, и мясом диких зверей. Разговаривают на языке ця-ка-ла» [17].

В китайских источниках 1628 г. сообщается, что кьякала жили и на реке Иман [18]. «Эти люди, – говорилось в источнике, – (мужчины) татуируют лицо, в их стране добывают соболей. Хлеба у них не растут. Летом люди питаются рыбой, а зимой – мясом зверей, из шкур шьют себе одежду» [19].

По мнению Е.П. Лебедевой, из состава слова кья-кала, кя-кала легко выделить часть кала, сопоставляемую с маньчжурским словом «хала» – «род», поэтому слово кьякала можно переводить как род Кья [20]. В.К. Арсеньев под термином «кя» подразумевал слово «сородич» [21].

Род Кья в начале распался на этнические группы Амулинка, Геонка, Куинка и Кумунка. Их представители, как отмечал В.К. Арсеньев, друг друга называли словом «кя». Е.Р. Шнейдер в этот список добавил и род Суанка [22]. Все эти роды считались замула, т.е. доха и не вступали во взаимные браки [23]. Но со временем принцип экзогамии внутри родов стал нарушаться, что привело к дальнейшему дроблению. Род Геонка, забыв родственные связи с родом Кья, обособился, сам стал основным и разделился на две группы, получившие названия Геонка и Кэмэнка [24].

Род Кялундзига, по мнению хорских удэгейцев, в своей основе имеет не удэгейское происхождение. По мнению С.К. Патканова, род Кэлендига или Килюнга (Кялундзига) произошел от нанайцев из рода Килэ или Килэн с добавлением удэгейского окончания дига [25]. По предположениям В.Г. Ларькина, удэгейский род Кялундзига произошел от слияния удэгейцев рода Кья и тунгусов [26], перекочевавших в район расселения приморских и других групп удэгейцев из бассейна р. Амгуни [27].

Род Кялундзига первоначально занимал обширную территорию побережья моря [28]. Здесь от рода Кялундзига отделилось две группы. Одна часть стала носить родовое название Суляйндзига, а другая, обосновавшаяся на р. Кама (Кема), приняла родовой этноним Камдзига (Камандзига) [29].

В начале XVII столетия в Приамурье появляется новая группа тунгусов (эвенков) из рода Самагир. По данным В.А. Туголукова, эти эвенки перекочевали на Анюй, затем спустились на р. Самаргу и вышли на морское побережье [30]. Здесь они, влившись в состав рода Суляйндзига, обусловили его раздел на две группы: Суляйндзига и Самандига. В процессе культурных контактов и экономических связей с другими народами из удэгейского рода Самандига отделилось две группы, на основе которых впоследствии были сформированы орочские роды Суляки (получившие затем название Акунка, поскольку поселились на р. Аку) и Самантюка [31].

«Вскоре после первого дробления на три этнические группы – Кялундзига, Суляйндзига и Камандзига – от рода Кялундзига отходят еще две группы: одна группа из рода Кялундзига породнилась с нанайцами и образовала свой род – Онинка [32], другая группа, не меняя своего этнонима, после конфликта с нанайцами перекочевала на Хор» [33]. Однако и здесь внутриродовые противоречия внутри рода Кялундзига не пре-кратились. Это привело к тому, что от рода Кялундзига вновь отошла группа, которая поселилась на р. Кукчи – в верховьях р. Самарги. По названию реки эта группа получила имя Кукчинка [34].

Оставшийся род Кялундзига постоянно враждовал с нанайцами. После одного из конфликтов от рода Кялундзига отошла группа, которая поселилась на р. Кукчи – в верховьях р. Самарги. По названию реки эта группа получила имя Кукчинка [35].

По сообщению удэгейцев, некоторые этнонимы удэгейских родов заимствованы от других народов. Например, этноним Сигдэ к удэгейцам пришел от негидальцев, у которых был род Сигдан; родовое название Куинка было образовано от слияния удэгейцев и куи – айнов [36].
Взаимные этногенетические связи, происходившие между удэгейцами, нанайцами, орочами, ульчами и другими этносами Нижнего Амура, свидетельствуют, что слияние двух родственных народов, например, удэгейцев с нанайцами, в конечном итоге приводило к образованию тех же удэгейцев или нанайцев, но уже с несколько измененными у них культурными традициями и языком.

Иная картина наблюдается при слиянии неродственных этносов. Например, в процессе брачных связей удэгеек и нанаек с китайскими мужчинами и последующим за этим ассимилятивным процессом к середине ХIХ столетия образовалась особая этническая группа под этнонимом тазы [37].

В ХVII – ХIХ вв. взаимное образование родовых объединений с тунгусами, нанайцами, орочами и другими народами Приамурья и Приморья обусловлено не только единым культурно-хозяйственным типом охотников и рыболовов этого региона, но и близкой духовной культурой тунгусо-маньчжурских этносов, в основе которой находились анимистические воззрения на природу, общество и человека.

Источники

1. Соловьев Ф.В. Китайские отходники и их географические названия в Приморье (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.). Владивосток, 1973. С.42.
2. Соловьев Ф.В. Там же.
3. Архив ДВО РАН. Ф.1. Оп.6. Д.19. Л.161 – 162. – Материалы В.Г. Ларькина.
4. Архив ОИАК. Ф. В.К. Арсеньева. Оп.1. Д.42. Л.8-11.
5. Там же. Д.27. Л.249.
6. Ларькин В.Г. Некоторые данные о родовом составе удэгейцев // КСИЭ им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1957. Вып.27. С.39.
7. Удэгейский род Удигэ (Удихэ, Удаха и др. варианты этого этнонима) образовались от средне-векового племенного этнонима «У» и окончания «дигэ», при помощи которого формировались родовые этнонимы со значением множественного числа.
8. Патканов С.К. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 г. и других источников // Записки ИРГО. СПб., 1906. Т.31. Ч.2. С.65.
9. Смоляк А.В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина ХIХ – начало ХХ в. М., 1975. С.100.
10. Смоляк А.В. Там же.
11. Архив ОИАК. Ф. В.К. Арсеньева. Оп.1. Д.42. Л.11.
12. Мелихов Г.В. Маньчжуры на Северо-Востоке (ХУII в.). М., 1974. С.92.
13. Горский В. Начало и первые дни Маньчжурского дома // Труды членов Русской духовной Миссии в Пекине. СПб., 1852. Т.1. С.43-44.
14. Смоляк А.В. Указ. cоч. С.100.
15. Туголуков В.А. Институт «доха» у удэгейцев и орочей// СЭ. 1972. №3. С.108.
16. Город Хуньчунь расположен в Маньчжурии к западу от Посьета.
17. Сей Вада. Племена нижних притоков Амура по китайским источникам // Зап. исследовательского департамента Тойо Бунко. Токио, 1938. № 10. С.91-92. – Яп. яз.
18. Кюнер Н.В. Китайские исторические данные о народах Севера// Ученые зап. ЛГУ, серия исторических наук. Л., 1949. Вып.1. С.98.
19. Кюнер Н.В. Указ. cоч. С.101.
20. Лебедева Е.П. Расселение маньчжурских родов в конце ХVI и начале ХVII веков // Уч. записки ЛГУ. Л., 1957. Т.132. С.75.
21. Архив ОИАК. Ф. В.К. Арсеньева. Оп.1. Д.27. Л.222.
22. Шнейдер Е.Р. Краткий удэйско-русский словарь с приложением грамматического очерка. М. – Л., 1936. С.44.
23. Туголуков В.А. Институт «доха» у удэгейцев и орочей// СЭ. 1972. №3. С.115.
24. Ларькин В.Г. Некоторые данные о родовом составе удэгейцев ... С.39.
25. Патканов С.К. Указ. соч. С.108.
26. Архив ДВО РАН. Ф.1. Оп 2. Д.19. Л.163.
27. ПФА РАН. Ф. К-П. Оп.1. Д.18. Л.8.
28. Архив ОИАК. Ф. В.К. Арсеньева. Оп.1. Д.27. Л.224.
29. Туголуков В.А. Институт «доха» у удэгейцев... С.108.
30. Туголуков В.А. Там же.
31. Туголуков В.А. Там же. С.109.
32. Подмаскин В.В., Старцев А.Ф. Проблема этногенеза и этническая история // История и культура удэгейцев. Л., 1989. С.24.
33. ПФА РАН. Ф. К-П. Оп.1. Д.21. Л.5.
34. Ларькин В.Г. Некоторые данные о родовом составе удэгейцев ... С.41.
35. Ларькин В.Г. Некоторые данные о родовом составе удэгейцев ... С.41.
36. Ларькин В.Г. Некоторые данные о родовом составе удэгейцев... С.36.
37 Старцев А.Ф. Проблема этногенеза и этнокультурных контактов удэгейцев и тазов // Арсеньевские чтения:Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения В.К. Арсеньева 28 – 29 августа 2002 года. Владивосток, 2002. С.125 – 131.

Автор: Старцев А.Ф.

Источник: Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала XX века): Материалы международной научной конференции (Благовещенск, 17-18 мая 2004 г.). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – 390 с.

Тэги: история, этнография, Старцев А.Ф., удэгейцы


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно)


Текст (не более 25000 знаков)


Cтoлицa Приморья? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей по тэгу

ПрограммыСкачать программу для чтения файлов: djvu, pdf

Топонимический словарь Приморья• Все топонимы (865 шт.)
Все комментарии (423 шт.) 22.09.2023

Новые комменты к статьям824) 25.01.2024 Мечик Тимофей Анисимович
823) 06.12.2023 Мечик Тимофей Анисимович
822) 02.10.2023 Древние артефакты глазами учителя истории
821) 02.10.2023 Владивосток. Этюды к истории старого города
820) 25.09.2023 Мечик Тимофей Анисимович
819) 22.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
818) 21.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
817) 21.09.2023 Гордеевка
816) 20.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
815) 19.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
814) 27.08.2023 Уголь Приморья
813) 24.08.2023 Мечик Тимофей Анисимович
812) 09.06.2023 «По просьбам трудящихся…»
811) 07.06.2023 Сучан
810) 04.06.2023 Американская авантюра в Сибири (1918−1920)
809) 27.04.2023 На Сучане
808) 27.04.2023 На Сучане
807) 15.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
806) 10.04.2023 Поезд в бессмертие
805) 09.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
804) 08.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
803) 07.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
802) 10.02.2023 Как начинался Владивосток
801) 09.02.2023 Гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке. Книга 2
800) 30.01.2023 Отступление дебрей
799) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
798) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
797) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
796) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
795) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Галерея
10 с назад

Просмотренные фото
№65

Случайное фото
№1733

Новые фото
№46

Популярные фото

Сайт Общества Изучения Амурского края

Записки Общества Изучения Амурского края

Арсеньевские чтения

Издания клуба «Родовед»

Записки клуба «Находкинский родовед»

Издания краеведческого клуба «Тетюхе»

Памятные книжки Приморской области

РазноеСловарь китайских топонимов на территории советского ДВ
© 2013-2024 PrimKrai.Ru