Краеведение Приморского края

Главная  Топонимы (865 шт.)  Фото (1725 шт.)  Видео  Записки ОИАК





Все статьи (879)



«Русские здесь остаются навсегда»

Добавлена: 04.09.2013 | Просмотров: 6005


Схема расположения фортификационных сооружений Владивостокской крепости на конец 1914 года
В начале ХХ века Владивосток считался одной из сильнейших морских крепостей мира. Он занимал небольшую территорию по северному побережью бухты Золотой Рог и ее окрестностям, но оборонительные сооружения были размещены на площади даже большей, чем зона современного города. Подходы к нему со стороны залива Петра Великого и вход в бухту защищал Русский остров. Его укрепления образовывали южную границу Владивостокской крепости. С севера город прикрывали фортификационные сооружения, расположенные на высотах долины реки Седанки в 15-20 км от бухты Золотой Рог. Укрепления имелись также на высотах между главной линией обороны и центром крепости. Это видно на генеральном плане сухопутных укреплений и приморских батарей по крепости Владивосток (секретный до 20-х годов минувшего столетия).

150 лет назад русские моряки открыли для России этот благодатный край. Первыми кораблями, посетившими окрестности будущего Владивостока, были корвето-пароход «Америка» в 1858 году и винтовой клипер «Стрелок» в 1859-м. Ранее, в 1854 году, русский фрегат «Паллада» описал южные берега. 18 июня 1859 года в бухту вошел корвето-пароход «Америка». С его борта генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский произвел осмотр берегов. Он же назвал бухту Золотой Рог, а ее северную часть – порт Владивосток. По его приказу 20 июня 1860 года с борта военного транспорта «Манджур» был высажен десант солдат во главе с прапорщиком Н.В. Комаровым, который основал здесь постоянный военный пост. Сейчас улица в центре города носит его имя.

16 февраля 1871 года императорским указом Владивосток получил статус «главного порта Восточного океана», а в 1875 году в нем ввели городское самоуправление, т.е. город стал одним из важнейших пунктов азиатской части России.

В 1876 году Главное инженерное управление выделило 30 тыс. рублей на укрепление обороны Владивостока и Николаевска-на-Амуре в преддверии русско-турецкой войны. В 1877 году на входе в Золотой Рог на мысах Голдобина, Эгершельда, а также Бурном военные инженеры Сибирской военной флотилии подполковники Зотиков и Петропавловский спешно возвели земляные батареи для защиты от десанта со стороны Амурского залива. Они носили временный характер. В дополнение входы в бухты Диомид и Золотой Рог перегородили минными заграждениями; работами руководил минер лейтенант Повалишин [1].

Идея создания крепости принадлежала заведующему инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковнику П.Ф. Унтербергеру, известному административному деятелю и исследователю Дальнего Востока. В 1878 году он впервые был командирован во Владивосток. Вскоре П.Ф. Унтербергер выяснил, что меры по его укреплению явно недостаточны. Ввиду отдаленности города от центра России и невозможности оказать ему быструю помощь, по его мнению, здесь нужно было возвести укрепления для круговой обороны и сосредоточить достаточное количество войск, артиллерии и припасов. П.Ф. Унтербергер составил план укрепления Владивостока. Работы были проведены военным инженером капитаном В.П. Широковым. Выбранные Унтербергером места для береговых батарей оказались настолько удачными, что через 15-20 лет эти укрепления только перестроили из деревянно-земляных в бетонные, сохранив общую конфигурацию береговой обороны.

В 1889 году Владивосток был официально объявлен крепостью. Под артиллерийский салют над Голдобинской батареей взвился флаг русских морских крепостей. Военному министру была послана телеграмма: «Сегодня после молебствия поднят с подобающей торжественностью, при народе, гарнизоне и салюте орудий флаг крепости Владивосток. Войска, которым поручена охрана, твердо знают, где раз поднят русский флаг, там он никогда не должен быть спущен…» [2].

Развитие крепости в 1890-х годах связано с именем полковника К.С. Чернокнижникова – первого начальника ее инженеров и строителей. По его плану стали возводить четыре форта – новую линию сухопутных укреплений на высотах к северу от Первой речки и к югу от реки Седанки с целью обезопасить город и порт от обстрела осадной артиллерией, начали перестраивать береговые батареи, построили центральную военную дорогу, сохранившуюся до сих пор. Однако в 1899 году военный министр генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин по экономическим соображениям распорядился максимально приблизить линии обороны к стоянкам кораблей и сделать кратчайшими как во Владивостоке, так и в Порт-Артуре. Для составления нового плана укреплений во Владивосток был направлен известный военный инженер полковник К.И. Величко.

Вопреки приказу военного министра в 1900 году комиссия по вооружению крепости заключила, что подковообразная группа высот к северо-востоку от Владивостока рассматривается как передовая позиция. Такое заключение, принятое по инициативе К.С. Чернокнижникова, позволило сохранить недостроенные форты «Северный» (позднее форт №2) и «Северо-Восточный» (форт №3). Эта предусмотрительность выручила крепость в годы русско-японской войны.

Основным театром боевых действий в 1904-1905 гг. была Южная Маньчжурия. Однако осада и взятие Владивостокской крепости, главного опорного пункта русских войск в Южно-Уссурийском крае, составляли важнейшую часть планировавшейся японским командованием военной кампании.

Во время русско-японской войны крепость обеспечила активные боевые действия крейсеров и военной флотилии, являлась их надежным убежищем. Она воспрепятствовала расширению боевых действий на территорию Приморской области. Японцы, понеся огромные потери при осаде в течение 157 дней и взятии Порт-Артура, уже не решились на активные военные действия против Владивостока. Видимо, убедились в правоте древнего полководца Сунь-цзы, который учил, что «самое худшее – осаждать крепость» [3].

Война закончилась поражением России. Владивосток остался единственным российским портом и крепостью на Дальнем Востоке. Сразу после вывода войск из Маньчжурии командование приняло меры по кардинальному усилению обороноспособности крепости. Ее гарнизон пополнили части, переброшенные с театра военных действий. Ядро составили 3-я и 9-я Восточно-Сибирские стрелковые дивизии.

Важнейшую роль в приведении крепости в обороноспособное состояние сыграл русский патриот, гордость военной истории, генерал-лейтенант В.А. Ирман, бывший ее комендантом в 1906-1912 гг., известнейший военный деятель России, герой обороны Порт-Артура, где он заслужил репутацию «храбрейшего из храбрых» [4]. В своем первом приказе, обращаясь к гарнизону крепости, генерал писал: «Его императорское величество государь император поручил мне развить военную мощь крепости Владивостока – оплота и надежды русских владений на восточном берегу Азии. Вы, Владивостокский гарнизон, во время минувшей войны много поработали для улучшения прежних и создания новых укреплений и верков. Крепость стала сильнее и лучше. Но еще много работ впереди, чтобы удовлетворить современным требованиям войны. Честь и слава вам… В минувшую войну в Артуре я привык ценить пот и кровь русского солдата и верить в его доблесть. Я верю вам, верю, что в… доблестной службе вы покроете славой имя Владивостока – имя, которое звуком своим говорит о могуществе России. Будем учиться, работать честно, единодушно и дружно, свято соблюдая порядок и дисциплину для будущей славы русского оружия. Проникнемся духом дисциплины, порядка и твердыни. Главная сила крепости не в мертвых камнях, бетоне и земле, а в сердцах людей, защищающих свою крепость. Сила в единении, самоотвержении, порядке и спокойствии, сила в дисциплине и отваге… Я убежден, что вы сильны духом чести и устоите от всех соблазнов, и русское войско останется грозным для недругов России.

Итак, будем дружно, спокойно работать, пользуясь миром, чтобы во всякую минуту быть готовыми к войне, чтобы во всякую минуту быть достойными стоять на страже чести и славы России у ее восточной границы» [5].

В 1910-1916 гг. в крепости развернулись грандиозные работы по ее усилению. Правительство ассигновало 98 млн. рублей. Проект был разработан коллективом военных инженеров под руководством генерала А.П. Вернандера. На основе изучения опыта войны с Японией авторы пришли к выводу о необходимости строительства крепости «большого диаметра» (до 20-25 км) с гарнизоном до 65 тыс. человек. Владивостокский крепостной район разделился на две обособленные части: обширный полуостров Муравьева-Амурского и остров Русский. По этому проекту создали форты №1-7 и опорные пункты литер А, Е, Ж, и З по вершинам долины реки Седанки от Уссурийского до Амурского заливов, форты №9-12 на побережье Русского острова, построили и реконструировали около 30 береговых батарей, возвели 23 противодесантных береговых капонира, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой речке, аэродром на Второй речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов [6].

Конфигурация фортов соответствовала рельефу местности, а огневые сооружения были рассредоточены. Это затрудняло пристрелку противнику. С самого начала строительства форт был готов к обороне: на первом этапе – как полевой редут (траншеи без бруствера), затем – как временное укрепление (ров с бруствером и с зачатками контрминных галерей и потерн-убежищ) и наконец как долговременный форт. Таким образом, во Владивостоке реализовали идею профессоров Н.А. Буйницкого и А.В. фон Шварца по приданию фортам боевой силы уже на начальной стадии строительства.

Владивосток стал оригинальным полигоном русской и мировой фортификационной науки. Инженерные решения здесь основывались на трагическом опыте обороны Порт-Артура, который обобщил ее герой, выдающийся русский военный инженер А.В. фон Шварц. В 1906 году он приезжал во Владивосток и лично участвовал в создании концепции развития крепости. Руководил постройкой известный военный инженер генерал-майор А.П. Шошин, впоследствии один из организаторов инженерных войск Красной армии.

Характеризуя деятельность А.П. Шошина в работе «особой государственной важности и первостепенного значения», генерал В.А. Ирман назвал его «ответственным и талантливым исполнителем всех работ и первым работником на постройке» [7]. За исключительные заслуги А.П. Шошин в 1914 году был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени, и ему был построен служебный домособняк на вокзальной площади Владивостока, где сейчас установлена мемориальная доска.

Для выполнения колоссального, даже по нынешним временам, объема работ А.П. Шошин применил новейшую строительную технологию. Это позволило создать мощные, гигантские бетонные сооружения, добиться новой архитектурной выразительности, так как «всюду, где техника достигает своего совершенства, она переходит в архитектуру» [8].

Сооружения 1910-1915 гг. представляют собой бетонные массивы, архитектурная оригинальность которых достигается «игрой масс» и тщательной отделкой плоскостей. В 1913 году, заметив на форте №3 небрежности при выполнении работ, в своем знаменитом приказе А.П. Шошин писал: «1. Все без исключения сооружения кроме прочности и устойчивости должны быть безупречно выполнены с внешней стороны. 2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все до последних мелочей должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто. Все линии постройки, углы, ребра, линии пересечения сводов, плоскости, поверхности и прочее должны быть геометрически совершенно правильны, отвесные линии отвесные, а горизонтальные действительно горизонтальные» [9]. Внимание к внешнему виду сооружений не было капризом А.П. Шошина. Он говорил: «Основной идеей усиления крепости служит девиз: "Русские здесь остаются навсегда"».

К 1914 году укрепления были готовы на 2/3. Гарнизон крепости составляли 80 тыс. человек. Вооружение только береговых батарей – более 200 орудий калибров 120-280 мм. В годы Первой мировой войны на Западный фронт были отправлены пехотный гарнизон и часть тяжелого вооружения. Строительные работы продолжались до 1917 года. Во время Гражданской войны крепость многократно переходила из рук в руки, однако функционировала исправно, имущество и техника на фортах охранялись.

Существующие ныне сооружения включают 16 фортов и более 100 других объектов долговременной фортификации – опорных пунктов, артиллерийских батарей, береговых капониров, пороховых погребов.

Познакомимся с устройством некоторых фортов.


План форта №7 и опорного пункта литер 3: о – проволочное заграждение; ps – силовая станция и кухня; re – выход на редюит; еr – тыльный выход; s-rp – бруствер с подбрустверной галереей; сое – центральный наблюдательный броневой пост; ct – тоннельная казарма; b – барбет; sg – убежище для выкатных пушек; ос – броневой наблюдательный пост; р – потерна; m – ров; а – двойной кофр; cm – контрминные галереи; Z – опорный пункт литер 3 (рис. С.А. Воробьева по материалам РГВИА и данным полевых исследований)
Форт №7 («Форт наследника цесаревича Алексея») расположен на горе Торопова (164 м) в районе нынешнего Академгородка. Это единственный восстановленный форт. Он возводился в 1910-1916 гг. и предназначался для размещения роты пехоты (235 человек), 68 артиллеристов, 20 пулеметчиков, 53 саперов и минеров. На вооружении были по четыре противоштурмовых орудия и 3-дюймовых скорострельных пушки, пять 57-мм пушек и восемь пулеметов. Сметная стоимость форта составляла 1737690 золотых рублей.

Форт обеспечивал стык сухопутной оборонительной линии и побережья Амурского залива, поэтому обращен фронтом в сторону берега. С направления вероятной атаки форт прикрывает углообразный ров глубиной 10 м. В его углу оборудован двойной кофр. Он типичен для фортов Владивостокской крепости. Его проект разрабатывал военный инженер полковник А.П. Шошин. Это мощная двухэтажная казематированная постройка. Верхний этаж был боевой, для размещения скорострельных 57-мм пушек, а нижний – для личного состава и хранения боеприпасов. Чтобы исключить возможность подкопа и подрыва с помощью подземно-минных работ, как это бывало в Порт-Артуре, из нижнего этажа кофра в сторону неприятеля были выведены веером три контрминные галереи с нише-коридорами для закладывания контрмин. Вражеские мины могли уничтожаться «слухачами» посредством их подрыва. Кофр соединялся потерной с убежищем дежурной части под бетонным бруствером, который полукольцом охватывал склон высоты. Внутренний скат бруствера – ступенчатый; на верхней ступени располагались стрелки. Сюда на барбеты выкатывали противоштурмовые орудия, которые при артиллерийском обстреле находились в специальных убежищах под бруствером. В центральной части форта глубоко под землей была расположена обширная тоннельная казарма. Она соединялась тремя потернами и двумя тыльными выходами с подбрустверной галереей, где в подземных помещениях были оборудованы кухня, пекарня и электростанция, а также находились артезианские скважины. Имелся выход на вершину горы, где над казармой располагался редюит – окоп (последняя линия обороны). Отсюда открывалась прекрасная панорама Владивостока и Амурского залива. С тыла форт прикрывался земляным валом, системой окопов и проволочным заграждением.

В осуществлении проекта форта участвовал также военный инженер подполковник В.С. Торопов. А после его отъезда на фронт в 1914 году форт достраивал военный инженер полковник И.Х. Шволковский.


План форта №6: р – потерна; g – горжевой капонир; b – барбет; re – выход на редюит; еr – тыльный выход; ос – броневой наблюдательный пост; sg – убежище для выкатных пушек; ct – тоннельная казарма; ta – броневая башня для 3-дюймовой пушки; а – кофр; cm – контрминная галерея; m – ров; s-rp – стрелковый бруствер с подбрустверной галереей; sm – убежище для пулемета; о – проволочное заграждение
Форт №6 («Форт императора Николая Александровича») очень своеобразен и хорошо вписывался в крутые скаты горы Седанки (302 м). Его считали ключевым оборонительным сооружением на западном участке главной линии обороны Владивостокской крепости. С горы прекрасно просматривались подступы к Владивостоку с северо-запада, а в непосредственной близи – река Седанка и Седанкинское водохранилище. В 1907 году с этой горы осуществляли тренировочные запуски аэростатов с артиллерийскими наблюдателями, в которых принимал участие поручик П.Н. Нестеров.

Форт был рассчитан на две роты пехоты и два взвода артиллерии. На его вооружение планировались две 3-дюймовые скорострельные пушки, шесть противоштурмовых и тридцать 57-мм пушек, два пулемета и три 3-дюймовые пушки в бронебашнях. Сметная стоимость проекта составляла 3 247 832 золотых рубля.

Очертания форта повторяли изгибы местности. С фронта он прикрывался пятиугольным рвом. В двух углах располагались кофры. Толщина их перекрытий превышала четыре метра, а высота доходила до восьми. Их бетонные громады с глядевшими во встречных направлениях круглыми амбразурами для устанавливавшихся внутри орудий производили сильное впечатление. Они обеспечивали полную простреливаемость рва, защищавшего основную часть форта со стороны вероятной атаки неприятеля. Кофры имели систему контрминных галерей. Они соединялись длинными потернами с главной подбрустверной галереей и с глубоко заложенными в центре тоннельными казармами. Здесь размещались кровати в два яруса. Четыре казармы с восемью потернами на плане напоминали гигантского паука и являлись отличительной чертой форта. Из казармы выходила длинная, около 500 м, потерна, ведущая в тыл. Имелись также казематы для размещения электростанции и кухни.

Со стороны фронта форт защищался длинным бетонным бруствером. В его толще была устроена сплошная галерея – убежище для дежурной части, а из нее шли два выхода – сквозняка, служивших одновременно укрытием для пушек, и четыре выхода меньших размеров. На бруствере располагались два барбета, а недалеко – бетонные колодцы для установки пушек в броневых башнях.

Проектирование форта вели военные инженеры капитаны Ч.Б. Рыбинский и В.В. Буйко. Последний руководил его строительством с 1910 года. С 1915 года дело продолжил полковник И.Х. Шволковский.

В большинстве внутренних казематированных помещений, даже пустующих, до сих пор вполне исправны системы дренажа и естественной вентиляции. Перепады температур в подземельях значительно меньше наружных. В потолках некоторых помещений видны отверстия для дымоходов печного отопления. Даже в солдатских туалетах размещали печки, а в стенах имелись специальные ниши для ламп. Для водоснабжения были предусмотрены артезианские скважины. Форты имели и подземные выходы в тыл. В сущности, эти укрепления представляли собой небольшие подземные военные городки, способные к автономному существованию во время осады.


План форта №3: А – центральное укрепление; В – левый люнет; С – правый редут; о – проволочное заграждение; с – казарма; re – выход на редюит; er – тыльный выход; ms – убежище для пулеметов; ос – броневой наблюдательный пост; rp – стрелковый бруствер; s-rp – стрелковый бруствер с подбрустверной галереей; sg – убежище для выкатных пушек; k – полукапонир; m – ров; а – кофр; cm – контрминная галерея; b – барбет
Форт №3 («Форт императрицы Екатерины Великой») находится на горе Попова (426 м), самой высокой на полуострове Муравьева-Амурского. Ее обороне придавалось первостепенное значение. С горы прекрасно видны современный Владивосток, Амурский и Уссурийский заливы.

Форт был рассчитан на две роты пехоты и полуроту артиллерии, две 3-дюймовые и десять 57-мм скорострельных пушек, четыре 3-дюймовые противоштурмовые пушки и восемь пулеметов. Сметная стоимость проекта составляла 1402000 золотых рублей. Форт занимал огромную площадь, имел размеры около 1000 м по фронту и 400 м в глубину, а общая длина его подземных и закрытых сообщений – до 1,5 км. Главная подземная галерея пробивала гору Попова насквозь.

Все элементы форта – рвы, кофры, бетонные линии огня, убежища для артиллерии и т.д. – были разбросаны по всей горе и образовывали центральное укрепление, левый люнет и правый редут. Они не имели аналогов среди современных им сооружений зарубежных крепостей. Такое их расположение позволяло эффективно обстреливать подступы к форту, эшелонировать оборону, облегчало маскировку, а также рассредоточивало огонь осадной артиллерии неприятеля, что уменьшало его результативность. Сомкнутость обороны форта достигалась помимо перекрестного огня («огневого мешка») системой обстреливавшихся проволочных заграждений и открытого хода сообщения в его горжевой части.

Интересную особенность форта №3 представляют узлы сопротивления. На перекрестках галереи с другими подземными ходами – траверсы с ружейными бойницами для ведения подземного боя. Под основной галереей, на участке стыка тыльного хода и галереи, ведущей к казарме, были предусмотрены бетонные камеры с шестью большими люками, которые сейчас открыты. Предполагают, что эти камеры предназначались для взрывчатки с целью подрыва и обрушения галереи в случае проникновения неприятеля по подземным коммуникациям со стороны левого люнета.

Интересно, что помещения, расположенные на разных уровнях, сообщались очень длинными наклонными линейными коридорами или протяженными лестничными маршами.

Форт проектировал военный инженер капитан Н.Н. Ионов. Он же руководил и его строительством с 1910 года, а после отъезда на фронт его сменил генерал-майор Исаков. Специалисты утверждают, что создание форта №3 явилось прологом «эры фортификации распыленной». Он мог стать «типом будущего опорного пункта… при условии лишь некоторых усовершенствований в технических деталях» [10].

За рубежом многие сохранившиеся крепостные сооружения первой половины ХХ века признаны произведениями искусства. О нашей крепости иностранные специалисты, получившие в годы интервенции доступ к укреплениям Владивостока, отзывались следующим образом: «Эта крепость – лучшая из морских крепостей всего мира, а сооружения ее являют собой положительное чудо военно-инженерного искусства» [11]. Это не случайно. Ведь ее проектировали и руководили строительством высокообразованные люди, большинство из которых выпускники Николаевской военно-инженерной академии (К.И. Величко, С.П. Чернокнижников, А.П. Вернандер, В.И. Жигалковский, П.Ф. Унтербергер и его сын П.П. Унтербергер, А.П. Шошин, Н.А. Третьяков и др.). У каждого форта свой неповторимый облик, хранящий отпечаток авторского духа своего создателя. В результате вдохновенной и творческой работы авторов многие из этих, на первый взгляд, сугубо утилитарных, почти технических объектов стали произведениями искусства. Специалисты по праву считают, что крепость Владивосток с ее суровой красотой и экспрессией – выдающееся произведение оборонительного зодчества конца ХIХ – начала ХХ вв., напоминающее о могуществе Российской империи. Это часть мировой культуры и военной истории, художественная ценность которой возрастает со временем.

История Владивостокской крепости не закончена. В 1995 году ее укрепления объявлены памятником исторического и культурного наследия федерального значения [12]. В настоящее время реконструирована только Безымянная батарея, расположенная в центре Владивостока. На ее базе создан музей Владивостокской крепости. Частично восстановлен форт №7. Форты крепости производят незабываемое впечатление. Однако при осмотре заброшенных фортов №3 и №6 возникает чувство сожаления о том, что мы их не сохранили.

Нельзя не согласиться с тем, что уникальный ансамбль крепости с монументальными укреплениями, органично вписавшимися в рельеф местности, достоин стать музеем-заповедником и символом Владивостока, как Кремль – Москвы, а Петропавловская крепость – Санкт-Петербурга [13].

Примечания

1. Касьянов В.Л. В южных гаванях Сибири // Вестник ДВО РАН. 1996. №5. С. 89-95.
2. Крепость Владивосток / Сост. Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин, С.А. Воробьев, Н.В. Гаврилкин. СПб.: Остров, 2001. С. 29.
3. Лобов В.Н. Военная хитрость. М.: Моск. воен.-ист. о-во; Логос, 2001. С. 3.
4. С Владивостокской крепостью связаны биографии многих известных военных деятелей России. По окончании русско-японской войны здесь служила целая плеяда героев обороны Порт-Артура – генералы В.А. Ирман, Н.А. Третьяков, В.Ф. Белый, И.А. Тахателов, полковник П.Е. Жеребцов, подполковники Жуковский, Р.Ф. Зейц и др. На острове Русском служил генерал Л.Г. Корнилов. В крепости несли службу штабс-капитан Д.М. Карбышев, поручики П.Н. Нестеров и В.К. Арсеньев, подпоручик К.А. Калинин и многие другие.
5. Крепость Владивосток… С. 73-79.
6. Калинин В.И. Морская крепость Владивосток // Вестник ДВО РАН. 1996. №5. С. 99-106.
7. Крепость Владивосток… С. 98, 103.
8. Касьянов Н.В. Владивостокская крепость (архитектурно-исторический аспект) // Вестник ДВО РАН. 2002. №1. С. 72-84.
9. Крепость Владивосток… С. 115.
10. Там же. С. 162.
11. Касьянов Н.В. Указ. соч. С. 74.
12. Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения: Указ Президента РФ от 20 февр. 1995 г. №176 // Рос. газета. 1995. 1 марта.
13. Касьянов Н.В. Указ. соч. С. 84.

Редакция и автор выражают благодарность за помощь в подготовке статьи начальнику филиала Военного автомобильного института кандидату технических наук, профессору полковнику А.Н. Герасимову, заместителю начальника филиала по учебной работе кандидату технических наук, профессору полковнику Ю.В. Булгакову, заведующей кафедрой кандидату педагогических наук, доценту В.П. Дмитренко, а также С.Ставеру, И. Постову, Д. Кохно и М.В. Маркиной.

Автор: Воробьева В.В.

Источник: «Военно-исторический журнал» (ежемесячное издание МО РФ), №7, 2004

Тэги: история, Владивостокский ГО, Воробьева В.В., крепость


Комментарии (0)




Ваше имя (не обязательно)


Текст (не более 25000 знаков)


Cтoлицa Приморья? (защита от спама, выберите правильный ответ)



Поиск статей по тэгу

ПрограммыСкачать программу для чтения файлов: djvu, pdf

Топонимический словарь Приморья• Все топонимы (865 шт.)
Все комментарии (423 шт.) 22.09.2023

Новые комменты к статьям824) 25.01.2024 Мечик Тимофей Анисимович
823) 06.12.2023 Мечик Тимофей Анисимович
822) 02.10.2023 Древние артефакты глазами учителя истории
821) 02.10.2023 Владивосток. Этюды к истории старого города
820) 25.09.2023 Мечик Тимофей Анисимович
819) 22.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
818) 21.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
817) 21.09.2023 Гордеевка
816) 20.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
815) 19.09.2023 «По просьбам трудящихся…»
814) 27.08.2023 Уголь Приморья
813) 24.08.2023 Мечик Тимофей Анисимович
812) 09.06.2023 «По просьбам трудящихся…»
811) 07.06.2023 Сучан
810) 04.06.2023 Американская авантюра в Сибири (1918−1920)
809) 27.04.2023 На Сучане
808) 27.04.2023 На Сучане
807) 15.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
806) 10.04.2023 Поезд в бессмертие
805) 09.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
804) 08.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
803) 07.04.2023 Писатели, учёные и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг.
802) 10.02.2023 Как начинался Владивосток
801) 09.02.2023 Гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке. Книга 2
800) 30.01.2023 Отступление дебрей
799) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
798) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
797) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
796) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы
795) 24.01.2023 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Галерея
5 с назад

Просмотренные фото
№62

Случайное фото
№1733

Новые фото
№31

Популярные фото

Сайт Общества Изучения Амурского края

Записки Общества Изучения Амурского края

Арсеньевские чтения

Издания клуба «Родовед»

Записки клуба «Находкинский родовед»

Издания краеведческого клуба «Тетюхе»

Памятные книжки Приморской области

РазноеСловарь китайских топонимов на территории советского ДВ
© 2013-2024 PrimKrai.Ru